Чтобы понять ситуацию, сложившуюся в Венесуэле, следует вспомнить о парламентских выборах 6 декабря 2015 года. Впервые Единая социалистическая партия Венесуэлы (PSUV), на которую опирается президент Николас Мадуро, потерпела поражение. Сторонники боливарианского режима получили 55 депутатских мандатов. Оппозиционный блок «Круглый стол демократического единства» (MUD) завоевал 109 из 167 мест, плюс три мандата, которые достались представителям индейских организаций, также принадлежащих к оппозиционной коалиции.
Неудача боливарианцев вызвала у их противников эйфорию: казалось, ещё чуть-чуть и «ненавистный режим» рухнет. Верхушка оппозиции была уверена, что минимум через полгода правительство Мадуро прекратит существование. Однако прогнозы не сбылись. Президент Мадуро и верные ему политики, прошедшие школу Уго Чавеса, не сдают позиций.
Противостояние исполнительной власти, находящейся в руках PSUV, и парламента, где доминирует оппозиция, достигло максимального уровня. При этом оппозиция одновременно реализует два варианта действий.
Руководство MUD решило воспользоваться конституционным правом на проведение отзывного референдума в отношении действующего президента Николаса Мадуро. Активисты приступили к сбору подписей избирателей, чтобы инициировать процедуру отзыва главы государства. Официальное разрешение на это дал Национальный избирательный совет. Конституция страны позволяет законодателям поставить вопрос о проведении такого референдума в случае, если президент пробыл в должности половину положенного срока. Идея такого референдума принадлежала Чавесу, он сам прошёл через референдум в августе 2004 года и победил. Мадуро был избран президентом в 2013 году, так что препятствий для процедуры нет никаких.
Всего требуется 195 тысяч подписей, то есть 1 % от численности избирательного корпуса. Судя по телерепортажам из Венесуэлы, оппозиция без проблем наберет голоса «за». Следующий этап – получение согласия на референдум 20 % избирателей, то есть примерно 4 миллионов венесуэльцев. И на этом этапе у оппозиции вряд ли возникнут сложности. Руководство MUD использует мягкую риторику для мобилизации сторонников под лозунгом смены правительства: мол, мы за мирный вариант, без конфронтации, уличных столкновений, блокирования дорог и нападений на представителей власти. Однако если оглянуться в прошлое, то компромисс в Венесуэле кажется почти недостижимым.
В сводках новостей ежедневно появляются сообщения об акциях саботажа, направленных на компрометацию правительства Мадуро. Все чаще говорят о «скрытой повестке» оппозиции: провоцировании социального взрыва, использовании парамилитарес и уголовников для совершения убийств, как это происходило в Каракасе и других крупных городах страны в 2014 году.
На фоне социально-экономического и политического кризиса, в который погружена страна, усилия боливарианского правительства по стабилизации не приносят нужного результата. В парламенте депутаты-боливарианцы в меньшинстве, поэтому Мадуро и его сторонники пытаются активизировать гражданские ассамблеи, созданные ещё при жизни Чавеса. Эти формирования «прямой демократии» противопоставляются оппозиционному парламенту, о котором президент Мадуро с полным основанием говорит как об эпицентре подрывной активности. Положение в стране заметно осложнилось из-за нехватки электроэнергии. Главный её источник ГЭС Гури работает на минимуме возможностей, водохранилища стремительно мелеют, поскольку дождей давно не было (сказывается «эффект Ниньо» - колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, заметно влияющее на климат). С 25 апреля введен график четырехчасовых отключений электричества по всей стране. Для экономии электроэнергии предприятия и учреждения госсектора в ближайшие две недели будут работать только по вторникам и понедельникам.
О планах заговорщиков по свержению президента Николаса Мадуро заявил в своей еженедельной телепрограмме депутат Дьосдадо Кабельо. Он рассказал, что венесуэльская контрразведка зафиксировала неоднократные попытки заговорщиков вовлечь в преступные действия военных. По его данным, координатором заговора с территории США является бывший министр водного транспорта Венесуэлы генерал-майор Эберт Гарсия Пласа (Hebert García Plaza). Некоторое время он исполнял обязанности замминистра обороны, имел доступ к государственным секретам. Все эти сведения были переданы Гарсией Пласа спецслужбам США. Его предательство нанесло громадный ущерб национальной безопасности Венесуэлы.
Организационно-пропагандистские мероприятия с территории США осуществляет структура под руководством Мориса Берача (Moris Beracha) и группы журналистов, среди которых выделяются своим радикализмом Рафаэль Полео, Эмили Ди Бласко, Антонио де ла Крус. В этом кругу разрабатываются основные тезисы антиправительственной пропаганды. Они используются венесуэльскими СМИ, которые на 90 % контролируются заговорщиками. Ежедневное промывание мозгов венесуэльского обывателя привело к негативным результатам. Стереотипное мнение о неспособности боливарианских политиков справиться с проблемами, атакующими страну со всех сторон, широко распространено в венесуэльском обществе. Игнорируются объективные обстоятельства, вызвавшие кризис, в том числе падение цен на нефть - главный источник валютных поступлений.
Тележурналист Марио Сильва, отслеживающий действия радикальной оппозиции, подчёркивает, что она отнюдь не настроена на честный диалог и компромисс с боливарианским режимом. Оппозиционеры устраивают диверсии на объектах энергоснабжения, громят офисы учреждений, жгут общественный транспорт, перекрывают дороги в часы пик. Участились протесты по поводу перебоев с водой, дефицита продуктов и товаров первой необходимости. Вновь раскручивается спираль «селективных убийств», когда жертвами становятся представители боливарианской власти – политики, алькальды, полицейские, военнослужащие.
По сведениям Дьосдадо Кабельо, в прошлом председателя Национальной ассамблеи Венесуэлы, выступление врагов боливарианского режима намечено на 15 мая. «Стихийные» беспорядки должны синхронно возникнуть в разных городах. С ультимативными требованиями к президенту Мадуро выступит Вашингтон, мотивируя своё вмешательство во внутренние дела Венесуэлы «угрозой расползания конфликта на соседние государства». Для прикрытия подрывных операций будет использована Организация американских государств (ОАГ). Венесуэльские руководители не сомневаются в том, что генеральный секретарь организации Луис Альмагро причастен к заговору, о его регулярных встречах с представителями оппозиции хорошо известно.
Ситуация для политического руководства Венесуэлы тяжелая, но не безвыходная. В поисках выхода из кризиса власти обращается к идейному наследию Уго Чавеса, в частности к его кампании по исправлению ошибок, кампании трёх «Р» - «Пересмотр, Исправление, Новый импульс» (Revisión, Rectificación y Reimpulso). Боливарианцам не привыкать к давлению как со стороны внутренней оппозиции, так и со стороны США. Хотя надо заметить, что в последнее время посольство США в Каракасе не злоупотребляет комментариями по поводу событий в Венесуэле: жёсткость реакции президента Мадуро на любые попытки американцев вмешаться во внутренние дела страны известна, и список высланных из страны дипломатов США достаточно велик.
Авторитет Венесуэлы как континентального лидера борьбы за независимость и национальный суверенитет не померк. И самое главное, в стране на многих ответственных постах работает новое поколение молодёжи, которое выросло на идеалах социальной справедливости, противостоянии «империи США» и неприятии неолиберальной модели экономики. Проект социализма с венесуэльским лицом сохраняет свою актуальность. Президент Мадуро заявил, что намерен руководить страной до истечения своего 6-летнего президентского срока: «Всё, что делается оппозицией, не представляется политически жизнеспособным. Я буду здесь [во дворце Мирафлорес] минимум до 2018 года».