«Венгерская публичная компания с ограниченной ответственностью по добыче нефти и газа» (MOL Group) прорабатывает варианты альтернативных поставок нефти не из России. Примечательно, что в Будапеште обратились к идее восстановления работы нефтепровода из Одессы: по крайней мере, именно такую версию в интервью Bloomberg озвучил ещё в начале июля один из менеджеров компании Паль Сабо.
Источник: Global Research, здесь и далее на картах границы государств на начало 2014 года
По его словам, сырьё может прийти в Броды, где трубопровод соединяется с южной веткой нефтепровода «Дружба» (через Белоруссию). Сабо уточнил, что нефть по нему пойдет импортная, поставленная сперва танкерами до порта Одессы. Можно предположить, что здесь содержится намёк на нефть с западных берегов Каспия. Именно продукция международного консорциума по разработке месторождения Азери – Чираг – Гюнешли, в которую входит и компания MOL, в начале 2020-х годов и ранее рассматривалась как альтернатива российской нефти для Украины. Этот путь означает для Венгрии доступ ко всем альтернативным поставкам нефти благодаря доступу той же трубы к Балтийскому (через Гдыню и Гданьск) и Чёрному морям, рассказал П. Сабо. В MOL также напомнили, что МНП «Одесса – Броды» не работает около 11 лет, хотя его экономическая востребованность и географическая выгодность остаётся высокой и для Польши, стран Балтии.
Компанию не смущают ни периодические обстрелы Одессы, ни мины на значительных участках побережья Чёрного моря. Договорившись с западными страховщиками, Киев наладил морской торговый маршрут. И в MOL рассматривают нефтепровод, идущий из Одессы в город Броды Львовской области, лучшим вариантом диверсификации поставок, не сомневается западное агентство.
Есть информация, что «труба» Одесса – Броды будет использоваться взамен участков повреждённого недавними атаками ВСУ нефтепровода «Дружбы», ведущего в Словакию и Венгрию. Тем более что руководство MOL мыслит наперед, а впереди у ЕС – полный отказ от углеводородов из РФ к 1 января 2028 года. Собственно, сохранение поставок в Венгрию и Словакию на фоне решимости Еврокомиссии и есть предмет политического торга и угроз блокировки очередного санкционного пакета.
Напомним, нефтепровод «Одесса – Броды» (давний проект ещё Совета Экономической взаимопомощи второй половины 1970-х годов, реализованный много лет спустя после его роспуска, в кардинально изменившейся геополитической обстановке) был построен при бывшем президенте Украины Леониде Кучме в начале 2000-х годов. До 2024 года трубопровод, изначально предназначенный для доставки каспийской нефти на Гданьский НПЗ в Польше в обход территории России, прокачал всего 1,5 млн тонн, после этого использовался главным образом для реверса. В мае 2011 г. по нефтепроводу «Одесса-Броды» имела место транспортировка нефти марки Azeri Light на НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья» в городе Надворная Ивано-Франковской области (60 тысяч тонн) и на «НПК-Галичина» в Дрогобыче Львовской области (20 тысяч тонн). До 2024 года включительно по этой трубе прокачано в общей сложности 1,5 млн тонн нефти (до 80% из которых приходилось опять-таки на Западный Каспий), после чего использовался главным образом для реверса. В 2014 году нефтепровод перешёл в руки олигарха Коломойского, так и не нашедшего ему применения, хотя с тех пор ведутся переговоры о регулярном использовании этой артерии и в реверсном режиме.
Июльское заявление MOL несколько контрастирует с позицией премьера Венгрии о том, что стране следует сохранить поставки российских объемов черного золота по «Дружбе», замечает издание «Нефть и капитал». Для этого Будапешт был готов даже заблокировать 18-й пакет санкций ЕС против России.
Впрочем, можно предположить, что руководство MOL пыталось действовать на упреждение, предполагая террористические удары Киева по распределительному пункту «Унеча» (возможно, не только беспилотниками, но и ракетами) на линии нефтепровода «Дружба». Более того, впереди у ЕС – полный отказ от углеводородов из России к 1 января 2028 года. Собственно, сохранение поставок в Венгрию и Словакию на фоне решимости Еврокомиссии оставалось предметом политического торга и угроз блокировки очередного санкционного пакета. Тем более что, по имеющейся информации, Одесса – Броды будет использоваться и с 1 января 2028 г., о чём нельзя с достаточной долей уверенности сказать о словацкой и венгерской ветках «Дружбы».
Известно о традиционно тёплых отношениях между премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном и президентом Ильхамом Алиевым, анонсировавшим на начало 2026 года «очередной контракт, венгерская компания начнет работать на азербайджанских нефтяных месторождениях на суше. С прошлого года мы начали экспортировать природный газ в Венгрию… мы можем обеспечить поставки газа на уровне потребностей Венгрии». Как отчасти упоминалось выше, в 2019 году та самая MOL Group стала третьим по значимости инвестором в консорциуме по разработке блока месторождений АЧГ, приобретя у транснациональной компании Chevron 9,57% доли, а в апреле 2020 г. венгерская компания заимела 8,9-процентную долю в нефтепроводе Баку – Тбилиси – Джейхан. В итоге в тот период совокупные инвестиции MOL Group в энергетический сектор Азербайджана составили 2 млрд. долл.
Таким образом, энергетическое сотрудничество двух стран имеет тенденцию к диверсификации. Ещё 2,5 года назад, в марте 2023 года, та же компания MOL начала использовать азербайджанскую нефть для производства различных видов топлива на своем НПЗ в Братиславе после запрета на торговлю российскими нефтепродуктами (1).
Сперва нефть поступила с шельфового месторождения на Сангачальский терминал близ Баку, откуда перекачана в средиземноморский турецкий порт по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. «Из порта Джейхан в Турции танкером Seavelvet в порт Омишаль в Хорватии были доставлены 90 тыс. тонн сырой нефти, которая будет транспортирована по Адриатическому трубопроводу на НПЗ компании Slovnaft (дочернее предприятие MOL. – Прим. ред.) в Словакии», – сообщила тогда венгерская компания, добавив, что поставки азербайджанской нефти на завод в Братиславе позволят ей создать новую производственную цепочку от добычи сырья до продажи готовых нефтепродуктов. «Нефть из нового источника укрепит устойчивость и гибкость группы MOL, что особенно важно после вступления в силу санкций ЕС в отношении экспорта нефтепродуктов российского происхождения», – пояснила компания, полагая своим приоритетом «повышение гибкости при поиске источников поставок нефти» в условиях санкционной политики ЕС. По мнению MOL, «лучший способ гарантировать безопасность поставок топлива в Центральной и Восточной Европе заключается в том, чтобы найти и обеспечить альтернативные маршруты при сохранении традиционных каналов поставок». Ещё в 2016 году по итогам переговоров с Ильхамом Алиевым тогдашний президент Украины Порошенко радостно поведал о возможном учреждении объединённого консорциума трубопроводов Баку – Супса и Одесса – Броды с решающим участием British Petroleum и SOCAR. Не совсем понятно, удастся ли вдохнуть в эту сомнительную идею новую жизнь, однако заинтересованные стороны будут об этом думать.
Так или иначе, речь идёт о «прощупывании» украинско-восточноевропейской транзитной системы, основанной на поставках нефти с берегов Каспия и обходящей находящиеся под ударом боевиков ВСУ артерии «Дружбы».
Примечание
(1) 2 июня 2023 г. года SOCAR и группа компаний MVM подписали соглашение о поставках природного газа объемом 100 миллионов кубометров. 5 июня 2024 года с группой компаний МVМ были подписаны документы о покупке доли в проекте «Шахдениз», а 20 сентября с группой компаний MOL – документы о разведке, разработке и добыче на Шамахы-Гобустанском участке.