Новый алгоритм внешнего управления

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

28 апреля Совет Безопасности ООН принял важное решение глобального уровня. Внешне оно выглядит рутинным: о снятии санкций в отношении Республики Кот-д’Ивуар и о сокращении численности войск в миротворческой Миссии ООН (МООНКДИ) в этой стране. Однако обстоятельства появления данной миссии и её роль в политической жизни Кот-д’Ивуара заставляют посмотреть на принятое решение более внимательно.

Итак, Совет Безопасности ООН принял две резолюции. Резолюция № 2283 предусматривает снятие санкций в отношении Кот-д’Ивуара на предмет поставок туда оружия, а резолюция №2284 сокращает численность военных сил в МООНКДИ и устанавливает сроком прекращения деятельности Миссии середину 2017 года. 

Теперь режим А.Уаттары будет получать оружие вполне официально. Что касается сокращения численности персонала МООНКДИ, то оно совпало с началом судебного процесса против свергнутого президента республики Лорана Гбагбо в Международном уголовном суде (МУС). Подчеркнём: свергнутого силами как раз Миссии ООН. Именно войска МООНКДИ внесли решающий вклад в победу государственного переворота в Кот-д’Ивуаре в 2011 году. Теперь ооновские власти решили показать, что именно Гбагбо был угрозой стабильности в стране и начало суда можно «отпраздновать» сокращением численности войск ООН сразу на 25% (полторы тысячи человек). 

Членам СБ ООН был представлен лакированный доклад Генерального секретаря ООН, составленный в том духе, что, мол, процесс примирения в стране идёт успешно и комбатанты интегрируются в общество. Комбатанты в общество, действительно, интегригруются, но это комбатанты Уаттары. И о каком «примирении» и «консолидации общества» вообще может идти речь, когда лидер оппозиции упрятан в тюрьму Гаагского трибунала и на него вешают преступления, которые совершали боевики его противника Уаттары. Нетрудно понять, почему в докладе Пан Ги Муна была нарисована такая картинка. Дело в том, что сам Генсек ООН являлся участником международного заговора по свержению президента Л.Гбагбо. Именно он выступал главным «легитиматором» военного вмешательства в Кот-д’Ивуаре.  

Необходимо также отметить, что автором проекта резолюции Совбеза №2284 о постепенном сокращении численности войск Миссии ООН в КДИ является… Франция, бывшая метрополия Берега Слоновой Кости (Кот-д’Ивуара). Предложив данный проект, Париж закрепил особый статус французских войск, находящихся в Кот-д’Ивуаре параллельно Миссии ООН. Впервые этот статус был закреплён в резолюции № 2226 (2015), где СБ «уполномочил» французские силы в Кот-д’Ивуаре «оказывать поддержку» МООНКДИ. Новая  резолюция продлевает эти полномочия до 30 июня 2017 года и «настоятельно призывает все стороны всемерно содействовать операциям МООНКДИ и поддерживающих ее французских сил, в частности обеспечивая их защиту, безопасность и свободу передвижения с беспрепятственным и незамедлительным доступом по всей территории Кот-д’Ивуара».

В то же время членам СБ ООН был представлен и другой доклад, подготовленный Группой экспертов по Кот-д’Ивуару. Два доклада противоречат друг другу. Например, в докладе экспертов указывается, что на самом деле никакого примирения в Кот-д’Ивуаре нет, приводится информация о постоянных нарушениях эмбарго на поставку оружия. Только в одном городе Буаке было обнаружено 140 тонн незаконно ввезённого в страну оружия (1). Итог: только что принятая резолюции СБ ООН №2284 предусматривает «незамедлительное прекращение деятельности Группы экспертов по Кот-д’Ивуару». 

Победные реляции Пан Ги Муна о примирении в Кот-д’Ивуаре не имеют ничего общего с реальностью. Прошедшие в Кот-д’Ивуаре в октябре прошлого года выборы проводились в условиях заключения в тюрьму главного кандидата – законного президента Л.Гбагбо. Непосредственно перед выборами прошли политические расправы в отношении сторонников и родственников свергнутого президента. 

При этом Международный уголовный суд не просто выступил в поддержку одной из конфликтующих сторон, но и превратился в орудие войны. Когда Пан Ги Мун, главный «легитиматор» переворота, развязал кампанию «Гбагбо проиграл выборы», МУС мгновенно издал ордер на арест свергнутого президента. Несмотря на то, что на словах МУС признаёт, что преступления совершали «обе стороны», прокуратура МУС до сих пор не выдвинула ни одного обвинения против представителей Уаттары, хотя именно он и его сторонники дестабилизируют положение в Кот-д’Ивуаре на протяжении последнего десятилетия. В связи с этим стоит отметить, что до начала суда над Л.Гбагбо жертвы ивуарийского кризиса в мировых СМИ исчислялись «десятками тысяч». Однако с началом судебного процесса все заговорили лишь о «трёх тысячах». Смена цифр показательна. На самом деле количество жертв ивуарийского конфликта намного больше трёх тысяч, но в МУС боятся, что приписать эти жертвы Гбагбо не удастся и тогда вопрос о том, почему нет других обвиняемых, встанет во весь рост.

И ещё раз о Франции. Как уже сказано, государственный переворот 2011 года в Кот-д’Ивуаре произвели французские войска. Так вот, на судебном процессе стали известны новые факты преступлений французских войск. Прокуратура была вынуждена признать, что французские военные стреляли по гражданскому населению. Однако легко догадаться, что никаких обвинений французским карателям выдвинуто не было.

Заседание Совета Безопасности ООН 28 апреля показало, что власти ООН сумели добиться фактического одобрения своей операции по осуществлению государственного переворота в Республике Кот-д’Ивуар в 2011 году, когда миротворческая Миссия ООН была прямо использована для свержения законного правительства. Все эти годы данная Миссия выполняла функции внешней армии и полиции под прямым управлением Парижа. Сейчас Миссия ООН сокращается, но вместе с тем открываются неограниченные возможности милитаризации режима Уаттары. 

Республика Кот-д’Ивуар стала первым государством, на котором был отработан новый алгоритм внешнего управления, осуществляемого Международным уголовным судом и Миротворческими силами ООН. Опыт Кот-д’Ивуара уже начинает распространяться. В ответ на длительное сопротивление Республики Бурунди вводу на её территорию ооновских миротворцев прокурор Международного уголовного суда Ф.Бенсуда объявила 25 апреля 2016 года, что она начинает расследование ситуации в Бурунди…

1) Окончательный доклад Группы экспертов по Кот-д’Ивуару, подготовленный во исполнение пункта 27 резолюции 2219 (2015) Совета Безопасности ООН // Документ ООН S/2016/254 от 17 марта 2016 года, с.20-21.