«…Америка должна писать правила. Америка должна задавать тон. Другие страны должны играть по правилам, которые устанавливают Америка и наши партнеры, а не наоборот», — заявил Барак Обама, подчёркивая важность для США Транстихоокеанского торгового партнерства. Естественный ответ на эти непомерные притязания - обустройство портов стран, исключённых из американского «транстихоокеанского» проекта. А исключены, прежде всего, Россия и Китай.
…Российский порт Зарубино на побережье Японского моря в бухте Троицы – гавань грандиозного будущего. Здесь на 60 километрах вдоль реки Туманган (Туманная) до её впадения в залив Посьета проходит граница России с КНДР. Гигантские северо-восточные провинции Китая Хэйлунцзян и Гирин лежат рядом, но выхода к Японскому морю не имеют. Именно здесь, у реки Туманган, лежит знаменитое озеро Хасан, место сражения с японцами в 1938 году, положившее начало серии побед советского оружия на Дальнем Востоке.
Туманган привлекает ещё и тем, что здесь проходит единственная железная дорога, связывающая Россию с КНДР, а значит и с Южной Кореей: коридор для гигантского южнокорейского экспорта.
Для изучения и развития возможных направлений сотрудничества в этой точке Тихоокеанского региона создана международная организация - Расширенная Туманганская инициатива (РТИ) в составе России, Китая, Монголии, обеих Корей и Японии в качестве наблюдателя.
Эксперт Института геополитической информации Андрей Диев говорит: «Процессу воссоединения Корей будет способствовать Транскорейская дорога с её стыковкой с Транссибом». КНДР уже проложила «композитную колею» на участке Ранджин (КНДР) - Хасан (РФ). И центр этого уникального геополитического сплетения - бухта Троицы с портом Зарубино.
То, что гавани Приморья в числе трех-пяти лучших в России, - известный географический факт. В России вообще мало удобных морских пристанищ. Проследите по карте, отбросив (пока!) ледовитые угодья на восток от Мурманска, обойдите весь контур Российской Федерации. Новороссийск, Туапсе – да! Но далее на юг – прямая стрела... А ведь изрезанность побережья — это ценность. Изрезанные берега, архипелаги (Греция) — эпицентры развития. Недаром близ Сочи насыпают искусственные полуострова, удлиняя драгоценное побережье... Береговая линия Приморья, вместившая уже десятки портов, – одно из богатств России.
Еще один важный параметр - глубина. Бледно-голубым картографы отмечают мелководье (Азовское море, Финский залив). И сравните: яркий, насыщенно-синий цвет! Ультрамарин настоящих морских глубин, артерий Мирового океана, вплотную подходящих по Японскому морю к заливу Посьета с портом Зарубино и заливу Петра Великого с Владивостоком и Находкой.
О работе Зарубино в наши дни рассказывает управляющий директор компании «Морской порт в бухте Троицы» Вячеслав Александрович Бурин:
— Первоначально порт Зарубино в бухте Троицы проектировался как рыбный. Строительство началось в 1972 году: большой холодильник, причальная линия, принимающая сразу несколько судов, железнодорожная ветка. На сегодня мы - незамерзающий порт на юге Дальнего Востока России, на стыке границ России, Китая, КНДР. Наши козыри: географическое положение, статус международного порта, причальная стенка более 600 метров, что позволяет принимать несколько судов, бухта с хорошей якорной стоянкой. Созданы возможности оперативного прохождения всех процедур государственного надзора.
Важное для Зарубино направление работы - рыбная продукция. Принимаем её у рыболовецких судов, храним в своих холодильниках, далее отправляем по стране вагонами-рефрижераторами, а недавно начали поставлять в Китай автотранспортом.
Другая специализация - товарные автомобили. У российской стороны партнерские отношения с компаниями "Мазда", "Мицубиси", "Хёндай", "Субару", "Тойота", "Киа". Скорость доставки, наличие специализированной площадки для размещения автомобилей, оснащенной системой видеонаблюдения и стационарной перегрузочной аппарелью для организации погрузки автомобилей в железнодорожные вагоны, сделало Зарубино портом, откуда грузы идут в центральную Россию и Среднюю Азию.
Есть прекрасные перспективы развития контейнерных перевозок: контейнерная площадка, возможность подключения рефрижераторных контейнеров, наличие перегрузочной техники, близость к крупнейшим международным контейнерным хабам: Ниигата (Япония, 483 мили) и Пусан (Ю.Корея, 482 мили)...
Перевозка контейнеров - это настоящее окно в будущее, реализация лозунга «Россия – транспортная держава». В 2014 г. пришла заявка Китая на перевалку 20.000 контейнеров, это только начало, дальше терминал Зарубино может формировать стабильные контейнерные линии по направлениям:
- экспорт/импорт Россия – страны АТР;
- транзит контейнеров с севера Китая в Южную Корею, Японию и обратно;
- транзит контейнеров с севера на юг Китая и обратно...
Кроме включения в мировой маршрут Европа - АТР, уникальное географическое преимущество Зарубино позволяет ему «влезть» даже во внутрикитайские перевозки.
Проблема только одна: налицо великолепные геостратегические перспективы, но развитие российской транспортной системы уже не первый десяток лет сдерживается отсталой логистикой. По данным профессора Ирины Карапетянц из Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), Россия по индексу развития логистики находится на 94-м, а по уровню развития таможни – на 115-м месте в списке из 155 стран мира.
…Напоследок мы с директором Вячеславом Буриным проехали к памятнику героям сражения у озера Хасан. Он стоит на высокой, господствующей высоте, откуда прекрасно просматривается Зарубино, эта уникальная глубоководная незамерзающая гавань, каких в России всего несколько...
Удивительное дело! Может, здесь сказалось какое-то геополитическое чутье нашего народа, но сражение на этом малом клочке земли в 1938 году задало эмоциональную тональность на десяток последующих лет, тяжелейших в истории страны. Именно от тех боев пошла знаменитая песня «Три танкиста»: в эту ночь решили самураи перейти границу у реки - у реки Туманной…. И опять же, как рассказал мне ветеран-пограничник писатель Анатолий Смирнов, с этими местами связано рождение «Катюши»! Уроженка Владивостока Катя Филиппова поступила в Ленинградскую консерваторию, вышла замуж за пограничника, уехала с ним в Хасанский погранотряд. В боях августа 1938 года Катюша сражалась рядом с мужем, была награждена, а вскоре на место боев у озера Хасан приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так родилась главная песня Великой Отечественной войны, давшая имя знаменитой системе реактивной артиллерии. Не дивно ли? «Катюша», бившая врага под Сталинградом и Берлином, наречена в честь героини Хасана!
…Старшее поколение твердо помнило: самая южная точка нашей страны - Кушка. Теперь, когда оставлена Средняя Азия с Кушкой, самая южная точка России – здесь, близ Зарубино и озера Хасан… Председатель Приморского отделения Русского географического общества профессор Петр Бровко после хасанского вояжа меня, правда, поправил: самая южная точка России - гора Базардюзю, Дагестан, 41•11′07″, а район реки Туманной всё же на 7 км севернее. Однако если определять самый южный участок морского побережья России, то это именно район залива Посьета с бухтой Троицы и портом Зарубино. Так что самый южный порт России – еще и ворота в ХХI тихоокеанский век!