Катастрофа борта МН-17. Новая попытка обвинить Россию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В конце апреля 2016 года британский таблоид Sunday Express предварил фильм ВВС «Теории заговора. Кто сбил рейс MH-17» статьёй, претендовавшей на сенсацию. Один заголовок чего стоил: «Шокирующее заявление. Украинский реактивный истребитель сбил МН-17 малайзийских авиалиний, утверждают очевидцы»! Неудивительно, что «шокирующее заявление» моментально разнеслось по миру: расследование ВВС обещало перевернуть с ног на голову доклад о причинах катастрофы, опубликованный Нидерландским советом по безопасности (DSB) 13 октября 2015 года. 

Официальная версия известна: самолёт был сбит ракетой «земля-воздух» 9М38 или 9М38М1, которая могла быть установлена на зенитно-ракетном комплексе «Бук» или его модификациях «Бук-М1», «Бук-М1-2». Кроме того, в докладе голландцев содержится вывод о том, что украинская сторона недостаточно учла риски для гражданских воздушных судов, чей курс пролегает над зоной боевых действий. Возможное место возможного запуска возможной ракеты, возможно, сбившей борт МН-17, в отчете DSB очерчено фигурой, занимает площадь 320 квадратных километров в восточной Украине. Откуда именно был произведен возможный пуск, в докладе не уточняется.

В изложении Sunday Express выходило, что ВВС обладает некими новыми данными, которые нивелируют доклад DSB, поскольку речь идёт совсем о других причинах крушения МН-17. Статья обещала читателю «новые шокирующие обвинения».

Однако спустя некоторое время, которое позволило сообщению Sunday Express превратиться в вирусную рекламу фильма о теориях заговора, корпорация ВВС выступила с опровержением: дескать, таблоид всё не так понял. «Газета Sunday Express неправильно изложила содержание программы. В отличие от того, что утверждалось в заголовке, эксперты на самом деле назвали в программе маловероятными утверждение о том, что МН-17 был сбит украинским боевым самолетом, потому что эти самолеты не могут летать на такой высоте", – говорилось в заявлении ВВС.

Всё это напоминает продуманную рекламную шумиху, созданную с единственной целью – привлечение максимального внимания к расследованию ВВС.

Впрочем, слово «расследование» вряд ли можно применить к творению Майкла Рудина и его команды. Ничего нового у ВВС нет. На первой минуте фильма «Теории заговора. Кто сбил рейс МН-17?» сделаны самые важные заявления: «У нас нет данных с американских спутников… У нас нет показаний авиадиспетчеров… Очень странно, что за весь день ни у кого не осталось никаких изображений…» Этим всё сказано. Последующие 57 минут «расследования» фильм можно не смотреть, особенно после фразы: «Мы отыскали тайных свидетелей, чтобы отделить факты от вымыслов». С тем же успехом о причинах крушения рейса малайзийских авиалиний можно узнать у блогеров, которые одинаково бодро пишут про кактусы и про авиакатастрофы. Или у бабушек на лавочке: каждая из них точно своими глазами видела хотя бы одного, а то и нескольких «тайных свидетелей».

Для чего ВВС целый час мусолит тему сбитого 17 июля 2014 года Boeing 777, если нечего предъявить миру, кроме «тайных свидетелей»? На протяжении всего фильма их множество, но вот в чем фокус: одних «тайных свидетелей», которые видели в небе военные самолеты рядом с гражданским бортом, тут же опровергают эксперты, а другим «тайным свидетелям», не заметившим самолётов, но углядевшим в небе след от запуска ракеты «земля-воздух», эксперты подыгрывают. Причём никого не останавливает даже разное цветовое восприятие увиденного: женщина по имени Наташа углядела чёрный дым и огонь, а мужчина по имени Игорь – белый след. Был ещё один «тайный свидетель» – он сумел снять из окна очень невнятную белую полосу. Правда, из окна, расположенного на противоположной стороне дома. Так бывает, утверждают эксперты ВВС. К тому же им удалось сделать снимок более резким. Настолько резким, что расплывчатая полоска превратилась в мощные клубы дыма от ракеты.

Главных посылов «расследования» несколько:

А. Украинские истребители борт МН-17 не сбивали, потому что этого не может быть, поскольку не может быть никогда. На голубом глазу один из экспертов вещает, что Су-25 не летает на большой высоте, потому что кабина пилота не герметична: «Пилот не смог бы выжить на такой высоте». Это полный абсурд, утверждает эксперт. Вслед за его словами ВВС рассказывает про эксперимент – российские ВКС маневрируют на высоте 11800 метров. Летчики совершенно живые. Однако эксперт тут же ориентируется: Су-25 не смог бы догнать с ракетами «воздух-воздух» гражданский самолёт. А если бы выстрелил, то упал бы. В заключение снова звучит безапелляционное: «Полный абсурд!»

Б. Boeing 777 малайзийских авиалиний сбит ракетой российского производства, выпущенной ЗРК «Бук» российского производства. Зенитно-ракетным комплексом управляли «опытные профессионалы». В этом вообще нет никакой новой информации, которую можно было бы пришить к делу МН-17: всем известно, что ЗРК «Бук» и ракеты к нему производит Россия, а военной техникой управляют не дилетанты. Однако дальше ВВС делает попытку «расследовать», откуда был произведен выстрел. У Майкла Рудина выходит, что стреляли с территории Донецкой народной республики, откуда-то из-под поселка Красный Октябрь. Потому что именно там женщина Наташа видела чёрный дым, а мужчина Игорь – белый след. А еще из Интернета извлечено видео «того самого» «Бука»: сначала он едет из Донецка в сторону Красного Октября, а потом без одной ракеты – в Россию. Маршрут движения мастера из ВВС рисуют прямо на глазах у ошеломлённого зрителя. А вот «Бук» снят у какого-то рекламного щита. Фильм утверждает, что это – тот же самый рекламный щит, который стоит по дороге в РФ, правда, с виду он совершенно иной и на снимке – зима. Но это сущие мелочи. Главное, что показан какой-то «Бук» и он куда-то едет. Остальное можно рассказать и нарисовать.

Одну из основных ролей в фильме ВВС исполняет Элиот Хиггинс, простой диванный аналитик. Вместе с девятью своими приятелями он организовал проект Billingcat и, по версии ВВС, сумел доказать, что доказательства, представленные российской стороной по причинам катастрофы МН-17, – чистейшей воды обман. Такое теперь время – простой парень Элиот Хиггинс и его простые приятели, сидя на простом диване, изучают снимки Google Earth, мониторят социальные сети и приходят к выводу, что Россия подделала все доказательства, включая спутниковые снимки. Экспертом нынче может быть каждый. Billingcat был создан за несколько дней до катастрофы Boeing 777 – и тут самолет внезапно был сбит, а простые парни с головой погрузились в своё расследование. И теперь силятся затмить этим расследованием с дивана все существующие версии причин трагедии, включая официальный отчет DSB, не называющий виновников катастрофы МН-17.

Выводя проект Billingcat на орбиту, ВВС возводит его на уровень, который СМИ уже не могут игнорировать. Ссылки на Billingcat означают, что выводы диванных экспертов теперь будут конкурировать с выводами военных и гражданских специалистов. Цель – полная профанация расследования на волне популяризации Billingcat как источника доказательств.

Простые парни из Billingcat уже громко заявляли, что они установили номер ЗРК «Бук», из которого был сбит борт МН-17. «Мы уже знали, какой именно «Бук» сбил самолет, но не знали среднюю цифру номера, не знали, то был номер «312», или «322» или «332». Нам удалось с помощью фото и видео материалов установить, что его номер – "332"», – радостно делился новостью один из друзей Элиота Хиггинса, Арик Толер из Канзаса, отмечая, что этот самый «Бук» «находился в составе 53-й противовоздушной ракетной бригады как минимум с 2010 года», а летом 2014 года направился от Курска к границе с Украиной. Очевидно, для того, чтобы сбить малайзийский гражданский самолет, выстрелив из-под поселка Красный Октябрь ракетой «земля-воздух», чёрно-белый дым от которой видели «свидетели» Наташа и Игорь.

Всё бы ничего, да только простые парни с простых российских диванов, не претендуя на звание экспертов, тут же подметили, что Billingcat даром ест свои чизбургеры – номера-то определены верно, да вот только принадлежат они украинским ЗРК «Бук», находившимся летом 2014 года в зоне АТО.

Следующая сенсация Billingcat – грузовик с «Буком» «южнее Макеевки» на видео, которое снято якобы 17 июля 2014 года, но почему-то выложено в сеть 3 мая 2016-го. Немецкое издание Bild уже успело охарактеризовать его как «видео, которое устраняет все оставшиеся сомнения в виновности России в этой трагедии». Простой парень Элиот Хиггинс заявил, что «эта видеозапись отлично вписывается во все известные на данный момент детали».

Лейтмотив понятен: снова попытаться обвинить Россию. Сохранить санкции. Именно для этого ВВС, словно кролика из рукава, достает Billingcat и сводит расследование по катастрофе борта МН-17 к известному приёму – «пробирка Колина Пауэлла в ООН». Приём этот щедро приправлен пропагандистским соусом «Россия всё врёт».

Блюдо предназначено всем сразу: Европе, уставшей от антироссийских санкций и местами порывающейся их отменить или смягчить; Международной совместной следственной группе (Joint Investigation Team, JIT), призванной выявить тех, кто причастен к катастрофе Boeing 777 малайзийских авиалиний (и тут парни из Billingcat обещают огласить двадцать фамилий российских военных!); западной прессе, которая сразу после трагедии 17 июля 2014 года уже знала, на кого возлагать вину.

Спустя два года после авиакатастрофы борта МН-17 расследование её причин стараниями ВВС заходит на новый круг. На сей раз «следствие» ведётся исключительно методами информационной войны.

Статьи по теме