Развитие отношений между Европейским союзом и Турцией всё больше напоминает затянувшуюся шахматную партию, в которой игроки забыли свои первоначальные стратегические планы и дебютные разработки и словно ищут обострения на самых разных участках шахматной доски, чтобы окончательно лишить игру всякой логики. Однако это впечатление обманчиво.
У скандала Берлина и Анкары есть свои внутренние пружины. Просматривается намерение сторон методично повышать ставки в игре в ожидании, когда у партнёра-оппонента (или его избирателей) потери превысят потенциальный выигрыш или просто сдадут нервы.
Реакция турецкого руководства (читай: президента Эрдогана) на резолюцию бундестага о признании геноцида армян в Османской империи была насколько же предсказуемой, настолько и непродуктивной. Уже сейчас видно, что турецкие власти попросту не могут позволить себе разжигать конфликт с Германией - их ключевым европейским партнёром. Тем более что аналогичный шаг, предпринятый парламентом Франции в конце 2011 года, не имел особых последствий, несмотря на воинственную риторику все того же Эрдогана, пообещавшего, что «ошибочный шаг» Парижа «ничего не изменит для Турции, но очень многое изменит для Франции, и французам об этом необходимо знать». В Анкаре говорили даже о необходимости понизить уровень дипломатического представительства в отношениях двух государств, но потом всё забылось; сегодня и в Турции, и во Франции об этом предпочитают не вспоминать.
Что же касается Германии, то, как отмечает The Foreign Policy, Турция, нагнетая страсти и повышая ставки, рискует многое потерять: «Анкара надеялась, что упрощенный режим въезда в страны Евросоюза станет основой для последующего вступления Турции в ЕС. И то, что Анкара отозвала своего посла в Германии – стране, которая является ее самым главным торговым партнером и инициатором программы по беженцам и безвизовому режиму – видимо, не самый удачный шаг».
Тем более что на кону обещанные Брюсселем Анкаре 6 млрд евро, которые Евросоюз может и заморозить, если конфликт Германии и Турции выйдет из-под контроля. Так что предупреждение, сделанное одной из ведущих турецких газет Milliyet («не потерять Германию!»), вполне отражает настроения в турецких коридорах власти: «Не стоит забывать, что политическое, экономическое, военное, технологическое сотрудничество с Германией очень много значит для Турции. Особенно в период, когда Анкара находится не в ладах со многими странами, включая США и Россию… Чтобы это событие не превратилось в кризис, который навредит двусторонним отношениям, ответная реакция должна быть «контролируемой» и должна иметь определенные границы. Импульсивные, популистские заявления и действия могут сорвать сиюминутные аплодисменты, но их последствия будут явно не в нашу пользу», - пишет Milliyet.
Однако большая часть турецких изданий солидарно выступила против Германии – этого, по выражению газеты Sabah, «нашего боевого товарища», который «между делом пытается ударить нас в спину».
Что касается вопроса о причинах принятия бундестагом указанной резолюции, то он заслуживает более пристального рассмотрения. Тем более что такой документ более логично смотрелся бы в повестке дня 2015 года, когда отмечалось 100-летие трагедии армянского народа. К слову, именно весной 2015 года проект аналогичной резолюции уже был принят депутатами бундестага в первом чтении, но потом его дальнейшее рассмотрение заморозили.
Здесь надо принять во внимание по крайней мере два обстоятельства, относящиеся к внутриполитической жизни Германии.
Первое обстоятельство связано с той волной критики, которая поднялась в ФРГ в связи с фактическим одобрением Ангелой Меркель судебного преследования телеведущего Яна Бемермана – автора сатирического памфлета, высмеивающего Эрдогана. По мере приближения всеобщих выборов в Германии политические партии вынуждены больше внимания уделять настроениям своих избирателей, и, проголосовав за резолюцию о признании геноцида армян в Османской империи, депутаты бундестага, в том числе соратники Меркель по ХДС, попытались несколько уравновесить «турецкие весы» в политике Берлина.
Другое обстоятельство, способное объяснить антитурецкую резолюцию бундестага, связано с результатами прошедших в апреле-мае президентских выборов в соседней Австрии. Провал кандидатов от двух традиционных правящих партий – Социал-демократической партии Австрии и Австрийской народной партии на фоне беспрецедентного роста популярности кандидата от праворадикальной Партии свободы Норберта Хофера, который получил поддержку почти 50% избирателей, показали немецким социал-демократам и христианским демократам из правящей коалиции, какая политическая судьба их может ждать в случае продолжения антинациональной политики в вопросах о беженцах и заигрывания с Турцией.
Дальнейшее развитие событий в отношениях Берлин – Анкара будет во многом зависеть от настроений, которые возобладают в Брюсселе. По горячим следам германо-турецкого скандала Европейская служба внешних связей (EEAS) опубликовала примечательную «Памятку» с условиями отмены визового режима для ассоциированных стран, откуда следует, что решение об отмене виз для Турции может быть отложено. Для визовой либерализации Турция должна выполнить 72 условия, поставленных перед ней Еврокомиссией, и Брюссель неоднократно заявлял, что условия не выполняются. А этот вызов для властей Турции куда серьёзнее, нежели инициатива германских законодателей.