За прошедшую неделю южная столица Казахстана уже отошла от шока, пережитого 18 июля, когда 26-летний уроженец Кзылординской области, ранее судимый Руслан Кулекбаев убил шесть человек (трёх полицейских, одного пограничника и одного гражданского) и ранил ещё восемь человек.
Стрельба в центре мегаполиса вызвала информационный взрыв, жертвами которой оказались и граждане, и государство. И это сделал всего один человек!
Напомним кратко хронику событий.
18 июля дважды отсидевший в тюрьме за разбой и хранение оружия Кулекбаев, бывший спортсмен-кикбоксер, совершил убийство гражданки Узбекистана возле гостиницы «Аян». После этого он отправился к Алмалинскому районному суду, где собирался отомстить судьям, его посадившим.
Не дождавшись намеченных жертв, он подошел к находящемуся рядом зданию РОВД, из пистолета ранил дежурившего на КПП сотрудника и, захватив его АКМ, открыл стрельбу по окружающим.
Затем возбуждённый кровью бандит пытался принудить офицера-пограничника доставить его на автомобиле к департаменту КНБ. Офицер оказал сопротивление и был убит. Кулекбаев, угрожая оружием, захватил другую машину, расстреляв по дороге экипаж патрульной полиции «Буран». В итоге стрелка окружили, и после того как он расстрелял боекомплект, его захватили сотрудники спецназа. Весь кошмар длился 24 минуты, но эффект превзошел все ожидания!
В социальных сетях и через WhatsApp произошёл взрыв панической, близкой к истерике, но заведомо ложной информации о якобы начавшихся в городе боях. Десятки блогеров и простых пользователей тиражировали «новости» о том, что идут перестрелки в микрорайоне Жулдыз, в SPA-центре, на железнодорожном вокзале Алматы-1, а в Капчагае боевики напали на расположение бригады ВДВ (!!!).
Пресс-службы МВД и КНБ с большим запозданием пытались опровергать ложь, но обогнать скорость её распространения уже не могли. Алма-Ата пришла в себя лишь через несколько дней.
Разумеется, первой версией СМИ было нападение исламских радикалов. Однако «радикал» оказался в единственном числе. Кулекбаев действительно на зоне сошелся с салафитами, но ни к какой организации не примкнул. Он даже не кричал «Аллах акбар», когда напал на РОВД, на чём настаивали «многочисленные свидетели».
Поэтому возникла вторая версия о террористе-одиночке из «спящей ячейки», действия которого даже связали с попыткой переворота в Турции.
На самом деле Кулекбаев шел мстить за свои «отсидки» и мстить не столько конкретным людям, сколько системе. И в этом смысле его поступок - акт политического терроризма. А главное, 24-минутная стрельба на улицах Алма-Аты и её трагические последствия стали поводом к информационному терроризму, избравшему своей мишенью существующий политический режим.
Заметим, что «исламского боевика-салафита» из алма-атинского стрелка сделали социальные сети и СМИ. Сделали стремительно и успешно – до сих пор многих не разуверишь.
В Казахстане, как и в любой, особенно азиатской, стране, существуют стереотипы террора с радикально-религиозной атрибутикой. Поэтому распространителям слухов и лжи ничего не надо было изобретать.
Огульно обвинять всех распространителей лжи в заговоре не стоит, но нельзя забывать, что в Казахстане, особенно в Алма-Ате, сосредоточены очаги «общественной оппозиции» Назарбаеву и его окружению самого разного толка - национал-либерального, националистического, отчасти салафитского.
Эти очаги находятся в режиме ожидания информационных поводов для того, чтобы укусить Елбасы, нанести удар по власти. Поводом может быть всё что угодно - от загоревшегося бензовоза до сносимого здания. А здесь появился автоматчик, напавший на целое районное отделение внутренних дел!
Скорее всего, именно эти «спящие ячейки» при добровольном и, конечно, невольном участии трансляторов сплетен в Интернете и нанесли удар властям ниже пояса. Информационная волна явно направлялась, характер и даже время информационных вбросов регулировались.
Выдуманные «факты» вроде «захвата заложников в торговом центре Сити-Плюс», «обнаруженных боевиках», «заложенных бомбах» сопровождались несколькими настоящими фотографиями с места событий и «нужными комментариями» или ложными видеороликами, когда эвакуацию людей выдавали за захват заложников.
Чтобы громкое преступление превратилось в «террористический акт», оно всегда нуждается в соответствующем информационном сопровождении. В Алма-Ате информсопровождение разбоя, учинённого Кулебаевым, стало информационным терактом. Те, кто занимаются вбросами и контролируют их, работают по известной схеме:
а) власти не готовы к эффективному информационному сопровождению форс-мажорных ситуаций, а потому идут позади волны;
б) это даёт возможность первыми запустить волну в соцсети и особенно в иностранные СМИ, которые обычно слабо разбираются в происходящем и гонятся за сенсацией;
в) достигаемый результат – дискредитация правоохранительной системы, общественный психоз, рост неуверенности людей в собственной безопасности. И, конечно, разочарование в режиме, к которому и без того много претензий. Появление фигуры алма-атинского стрелка - это успешный информационный теракт против системы власти в Казахстане.
Пока система отреагировала не только быстрой нейтрализацией бандита-одиночки. С 22 июля правоохранительные органы начали задержания и аресты вычисленных «провокаторов общественной паники» и распространителей ложной информации. Их личности установлены в результате комплекса оперативных мероприятий, проводимых полицейскими в рамках досудебного производства, и глава МВД Казахстана Калмуханбет Касымов заявил, что на отдельных блогеров и журналистов, дезинформировавших общество, будут возбуждены уголовные дела за распространение слухов
Например, установлен и задержан человек, который «путём использования коммуникационных сетей целенаправленно распространял «утку» о 100 вооружённых лицах, которые якобы расстреливали людей в нижней части города». Эта история ещё раз показала всю важность для спецслужб и МВД системной работы со СМИ в целях пресечения распространения информации в момент совершения теракта.
Здесь можно провести сравнение со стрельбой в Мюнхене, где стрелок тоже был одиночкой, парализовавшим город. Там тоже были паника, куча вбросов, отсутствие достоверной информации, распространение слухов, несколько запоздалая и не всегда адекватная реакция органов власти.
Однако заметим: в Алма-Ате террориста обезвредили за полчаса после начала событий. В Мюнхене всё закончилось через восемь часов (когда стрелок покончил с собой) За это время в Германию даже успел прибыть спецназ из Австрии. И такую информацию тоже нужно распространять.