Как сообщают СМИ, бывший временный президент Киргизии Роза Отунбаева, ныне руководитель международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой», может быть избрана Верховным комиссаром ОБСЕ по делам нацменьшинств. Кандидатуру Розы Исаковны уже поддержала Германия. Новость горячо обсуждается сейчас в Киргизии, где недоумевают, «какие у националистки шансы решать в ОБСЕ вопросы межнационального мира».
В Бишкеке хорошо помнят контакты Отунбаевой со спецпредставителем генсека НАТО по Центральной Азии и Кавказу Джеймсом Аппатураем, у которого она просила военную помощь. Помнят, как на встречах с тогдашним американским госсекретарём Хиллари Клинтон она лоббировала базу ВВС США «Манас» в Бишкеке. Позже «пророссийская» Отунбаева требовала от Москвы повышения арендной платы за пребывание российских военных формирований на территории Республики Кыргызстан, одновременно стараясь уменьшить стоимость аренды для американцев.
Предложения о назначении Отунбаевой на пост Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств подкрепляются тем, что в 2002 году она была заместителем спецпредставителя Генерального секретаря ООН в Миротворческой миссии по грузино-абхазскому урегулированию, являясь, как указывается, «единственной женщиной на постсоветском пространстве, которая занимала высокую должность заместителя руководителя одной из международных миссий ООН». Несмотря, однако, на Международную женскую награду за храбрость, вручённую ей Госдепартаментом США, особыми достижениями «миссия Отанбаевой» в Грузии не отличилась, если не считать, что она совпала с приходом к власти Саакашвили, предпочитавшего регулировать межнациональные отношения ракетными ударами по спящим южноосетинским города. На встрече с Саакашвили-президентом Роса Исаковна, помнится, заручилась его поддержкой, выразив надежду на использование демократического опыта Грузии на своей родине.
Однако это всё не главное. Достаточно вспомнить события, которые произошли при временном правлении «президента Розы» в городах Ош и Джалал-Абад 11-15 июня 2010 года, когда резня между кыргызами и узбеками унесла, по официальным данным, жизни 426 человек (СМИ писали тогда о двух тысячах погибших)…
По следам чудовищных расправ была создана Национальная комиссия во главе с Абдыганы Эркебаевым, заявившая о причастности властей к этим событиям, а также обвинившая Отунбаеву в некомпетентности и нежелании предотвратить трагедию. «Спецслужбы имели сведения о готовящихся беспорядках, о чем докладывалось руководству страны, но руководство не принимало никаких действий», – заявил Эркибаев. «Временщики не смогли предотвратить кровопролитие в Оше и Джалал-Абаде», – уверен политолог Икбол Мирсаидов.
Расследованием кровавых событий в Кыргызстане занималась и авторитетная международная комиссия под председательством Киммо Кильюнена, в которую входили профессор Гарварда Филлип Алстон, член Европейского комитета по предотвращению пыток Якин Эртюрк, судья парижского аппеляционного суда Бриджитт Орбетт, президент академии права Таллинского университета Рейн Мюллерсон, бывший российский министр по делам национальностей, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, бывший заместитель генсека ООН по юридическим вопросам Ральф Заклин. Эта комиссия изучила 700 документов, 5000 фотографий, 1000 видеозаписей, провела 750 интервью в Киргизии и Узбекистане. Выводы были не в пользу Розы Отанбаевой.
«Временное правительство, которое получило власть за два месяца до событий, либо не признало, либо недооценило ухудшение в межэтнических отношениях на юге Кыргызстана, — говорилось в докладе международной комиссии Киммо Кильюнена. – Аргументы, выдвинутые президентом Отунбаевой о том, что всплеск насилия был такого масштаба, что временному правительству было сложно его сдержать, не освобождает правительство от его основной обязанности по защите населения».
Комиссия Киммо Кильюнена обратила особое внимание на то, что подавляющее большинство как пострадавших и погибших, так и привлечённых к ответственности по суду были узбеками. А результатом работы этой международной комиссии стал вопиющий факт: парламент Кыргызстана объявил главу комиссии Киммо Кильюнена persona non grata и запретил ему въезд в страну. Кроме того, Отунбаева, которая приняла решение применить оружие и стрелять в людей, не нашла тогда ничего лучшего как выдвинуть обвинения против ОДКБ (в Организации председательствовала тогда Россия)…
Стоит также отметить, что человек, которого планируют на должность Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, является сторонником превосходства «кыргызской нации» над другими национальностями многонациональной республики. В июне 2011 года на внеочередном VII курултае Ассамблеи народов Кыргызстана «президент Роза» заявила, что «в Кыргызстане со временем всё обучение должно быть переведено на государственный язык», 30 июня 2011 года депутаты Жогорку Кенеша (парламент) узаконили эти планы Отунбаевой, приняв «Государственную Концепцию национальной политики». «Данный документ, - говорит эксперт бишкекского Центра «Полис Азия», кандидат исторических наук Павел Дятленко, - носит, прежде всего, популистский, провокационный характер и подготовлен для привлечения к себе псевдопатриотической (а на самом деле националистической) риторикой части националистически и ксенофобски настроенного электората… В проекте содержатся многочисленные прямые противоречия с действующей конституцией и законами Кыргызской Республики, международными документами по защите прав и свобод человека, борьбе с дискриминацией и ксенофобией».
Это не преувеличение. Приведём для примера отрывок из документа, подготовленного при непосредственном участии Розы Отунбаевой: «Базовым элементом национальной политики является целенаправленное развитие кыргызской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества. Реальное оздоровление этнополитической ситуации в стране и моральная ответственность кыргызов обеспечивается не за счет создания неких институциональных условий для защиты меньшинства большинством. Оно обеспечивается путем формирования у кыргызов представлений об их действительной роли в деле национальной интеграции общества…»
И как, спрашивается, такой комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств может повести себя в отношении, скажем, граждан Донбасса, которых «титульные» киевские правители объявляют врагами украинской нации?
Чем обогатит Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе такой Верховный комиссар?