Полтавская стражница русского единства

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Каплуновская икона Божией Матери, чья память отмечается Церковью 24 сентября (н.с.) – одна из самых загадочных святынь нашего народа. По преданию, именно пред этим образом молились под Полтавой о победе Пётр и войска. В 20-е годы прошлого века «Споспешница Полтавской Виктории» исчезла. Доподлинно неизвестно, какой из нескольких образов, обретённых уже в постсоветское время, является именно тем – «победным», подлинник ли он, список ли с оригинала, чудесно явившегося в 1689 г. в слободе Каплуновка под Ахтыркой, или список (также чудотворный) из села Каплуновка, что под Полтавой.

Чудотворный образ Каплуновский (Троицкий храм Воздвиженского монастыря в Полтаве)

Бесспорно одно: икона Казанской Божией матери, именуемая Каплуновской, особо чтима как в Полтаве, так и во граде Петра.

Впрочем, прославилась она задолго до Северной войны. Уже на рубеже XVII-XVIII вв. было составлено «Сказание о чудесах Богородицы бивших от Образа Ея святаго… в пределах Ахтирского полку в селе именуемом Каплуновка…».

Накануне Полтавской битвы икону носили по лагерю, благословляя войска. «Царь Пётр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением выслушивал молебен пред святою иконою и после молебна три раза лобызал её, прося у Богоматери заступления за своё находившееся в великой опасности царство», – читаем в «Описании явлений и чудес святыя чудотворныя иконы Каплуновския».

Заметим: речь шла о сохранении единственной на то время суверенной православной державы. По сути, пред иконой молились о сохранении Православия. «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь, – обратился царь к войскам. – А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Лютеранин Карл никак не менее русских сознавал сакральный смысл войны с Православной империей.

«И с церковных кафедр, и на полевых богослужениях священников… заставляли трубить на весь мир о том, что Господь поддерживает шведов и что они – его избранный народ и орудие, – пишет известный шведский исследователь Северной войны Петер Энглунд. – …Король и сам был убежден, что так оно и есть. Подобно сынам Израилевым, шведские воины были посланы на землю для того, чтобы покарать еретиков (выделено здесь и везде мною. – В.Б.)… Один священник доказывал перед своим эскадроном, что шведы – израильтяне своего времени, потому что, если прочесть задом наперед название Ассур (враг Израиля Ассирия), то получится... Русса! …Кара и месть были важными лейтмотивами в проповедях, и над коленопреклоненными батальонами гремела заповедь не проявлять никакого снисхождения, ибо Слово Божие предписывает возмездие. Воинов в армии соблазняли жечь и убивать во имя Всевышнего. Израильские фантастичные сцены массовых убийств из Ветхого завета использовались как оправдание собственных зверств».

Но Господь по молитвам Богородицы и православных к её образу показал, на чьей он стороне.

Меж греками и варягами

В дни торжеств по случаю Полтавской виктории в декабре 1709 г. Каплуновская Божия Матерь была доставлена в Москву. Царь «одарил икону» серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями, венцом над головой Божией Матери в виде короны и поместил её в серебряный киот со створками.

Икона пользовалась таким почитанием в народе, что на приносимые ей пожертвования существовал харьковский Коллегиум (благодаря которому Харьков стал возвышаться среди остальных полковых городов Слобожанщины), удавалось помогать бедным Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также духовным школам Белгородской епархии. В 1778 г. на пожертвования иконе в Каплуновке возвели новый, «достойный святыни храм». О величии той церкви достаточно сказать, что только в верхнем её куполе было расположено 20 окон. В 1929 г. она была разрушена. Икона и её списки пропали.

В начале 90-х два списка оказались у собирателя икон и церковного благотворителя Александра Собко (сейчас он протодиакон). Часть исследователей утверждает, что чудотворный образ, сегодня расположенный у алтаря построенной о. Александром Троицкой церкви – оригинал или его ровесник, другие – что список рубежа XVIII – XIX вв., а судьба оригинала достоверно неизвестна. Полтавский историк и краевед Юрий Погода считает, что это первая копия Каплуновской иконы, и именно она была в войсках Петра I.

В 2014 г., с началом войны в Донбассе эта икона замироточила, а с объявлением в Минске перемирия перестала. «Мы все Божьи дети. Богородица плачет обо всех, кто там воюет – и о русских, и об украинцах», – поясняет о. Александр. И, действительно, кому как не Каплуновской Божией Матери, объединившей своим заступничеством Великороссию, Малороссию и Новороссию (первая столица Новороссийской губернии – Кременчуг сегодня пребывает в составе Полтавской области), скорбеть о нынешнем раздоре.

Пребывающая в Троицком храме полтавского Крестовоздвиженского монастыря Каплуновская икона – далеко не единственная из чудотворных в нём. Все они требуют особого режима вентиляции, особых температурных условий. Однако растущие не по годам, а по месяцам тарифы на коммунальные услуги в «стране, освободившейся от российской энергетической зависимости» ставят вопрос о самом выживании. Плюс затраты на охрану святынь. Пожилой уже протодиакон сознаёт, что пора искать преемника на посту смотрителя: «Ищем, кто бы хотел спасти свою душу, взяв опеку над храмом. Это может быть и человек, который возглавил бы общину, это может быть и общественная организация, в которую община полным составом вошла бы. В конце концов, у нас есть и инвестиционно привлекательные объекты, которые могли бы давать доход для содержания храма». (Подтверждаю: объекты очень привлекательные. Подробности отец Александр может сам рассказать по телефону +380950785481).

Что же касается Крестовоздвиженского монастыря, он сам по себе – свидетельство исторического единства малорусских и великорусских земель.

Троицкий храм и Воздвиженский собор монастыря

«Избавление от нашествия иноверцев» нашло отражение здесь в оформлении Екатерининского зала в кельях архимандрита (устроенного к приезду Екатерины II в Полтаву в июне 1787 г. во время её знаменитого путешествия по Малороссии и Новороссии). Стены палаты вместо обоев были украшены картинами. Среди библейских и исторических сюжетов выделялись огромные изображения Александра Невского, которому шведы вручают свои мечи, и Петра І на коне и в кольчуге, перед которым также складывают свои мечи побеждённые шведы.

В последней четверти XVIII в. монастырь становится духовным, культурным и даже научным центром всего южнорусского края. С 1775 по 1798 год в монастыре находилась кафедра архиепископов Славянских и Херсонских (!), затем – Екатеринославских. Первым из них стал уроженец греческого острова Корфу архиепископ Евгений Булгарис, Почётный Член Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук и Лондонской Академии Древностей, личный библиотекарь императрицы. В этом статусе он перевёл на греческий язык Виргилиевы «Георгики» и «Энеиду».

При архиепископе полтавский монастырь становится сокровищницей книжного знания. Здесь хранился двухтомник «Поучительных слов святого Василия Великого», напечатанный в 1594 г. типографией Константина Острожского, книги киевской печати с 1615 года, львовской – с 1631 года, московской – с 1657 года, другие редкостные издания, в том числе и античных авторов.

После того как в 1779 г. владыка попросился на покой, по его рекомендации на кафедру был назначен им же приглашённый из Венецианской республики богослов, философ, педагог, физик и математик Никифор Феотоки, выпускник Болонской академии, будущий настоятель московского Данилова монастыря.

Архиепископ же Евгений продолжал некоторое время жить и работать в монастыре, где писал труды по богословию, истории, философии, педагогике (в том числе «О наилучшем воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей»). В 1801 г. просветитель переехал в санкт-петербургскую Александро-Невскую Лавру, где закончил свои дни и погребён.

При владыке Евгении в монастыре была учреждена школа, ставшая прообразом знаменитой полтавской Славянской семинарии. Среди выпускников заведения писатели Иван Котляревский и В.П. Гоголь-Яновский (отец М.В. Гоголя), переводчики греческих и римских авторов М.И. Гнедич и И.И. Мартынов, греческий ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас, тайный советник, почётный лейб-медик Высочайшего двора, ректор и профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф. Гаевский.

Вообще, я как-то давно заметил, что чуть ли не каждый второй знаменитый малоросс оказывается уроженцем Полтавщины. Возьмём только тех, кто внёс заметный вклад малороссов не только в российское, но и в мировое наследие: математик М.В. Остроградский, писатель и философ Н.В. Гоголь, полководцы Иван Паскевич, Василий Завойко и Сидор Ковпак, выдающийся военный инженер и герой наполеоновских войн генерал-лейтенант Александр Засядько, языковед Александр Потебня, философ Григорий Сковорода, уже упомянутый Иван Котляревский, борец Иван Поддубный, актриса Вера Холодная, художница Катерина Белокур, ректор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф. Гаевский…

Украсил Полтаву памятниками единственный Действительный член Императорской академии художеств, не имевший художественного образования, Владимир Позен. А в Санкт-Петербурге памятник Позену установило своими силами и средствами местное объединение малороссийских землячеств «Наследие». Как рассказывает руководитель «Наследия» Александр Близнюк, предлагали поучаствовать и полтавским госадминистрации и горсовету: «Возьмите на содержание хотя бы могилу». Однако нынешние власть имущие на Украине вряд ли вообще уразумевают смысл словосочетания «культурное наследие».

Кстати, Близнюк склоняется к тому, что список Каплуновской иконы, находящийся в Сампсониевском храме Петербурга – наиболее близок к оригиналу. Храм был возведен в честь Полтавской виктории, случившейся в день Сампсония Странноприимца. Неудивительно, что Сампсониевский храм малороссийское землячество считает своим «домовым храмом».

«Наше внутренне ощущение надвигающейся огромной беды (которая и случилась в начале 2014-го) искало какую-то нерушимую опору, – поясняет Близнюк. – Точками такой опоры стали для нас ежегодные благодарственные молебны в честь Полтавской победы и Переяславской Рады, панихиды по Александру Безбородко, Н.В. Гоголю, Богдану Хмельницкому. Начали с «Полтавы». Идея молебна родилась в землячестве более 10-ти лет назад. Епископ Назарий (уроженец Черкасской области, наместник Александро-Невской лавры. – В.Б.) благословил нас на это. Потом уже – в продолжение нашего почина – город пышно отпраздновал 300-летие Полтавской победы, и ежегодный молебен стал общегородской традицией. Сейчас это праздник Выборгского района Санкт-Петербурга (где расположен Сампсониевский собор). На нём присутствует губернатор (по фамилии Полтавченко, кстати! – В.Б.) или его представители. По окончанию службы перекрывается Сампсониевский проспект для возложения цветов памятнику Петру I, под марш Преображенского полка проходит губернаторский полк почетного караула.

Каплуновской иконе мы молимся о спасении нашего города, наших родных и близких на Украине, о спасении всего нашего Отечества. Икона дает нам физическое ощущение единства Петербурга и Полтавы, чудесным образом перемещает нас с берегов Невы на берега Ворсклы.

Пыталось «Наследие» на 300-летие победы, одержанной царём Петром, привезти и икону, хранящуюся в Крестовоздвиженском монастыре Полтавы, «повенчать» её с городом, который она спасла от исчезновения (ведь без Полтавы берега Невы были бы шведскими). Однако интриги местной митрополии, уже заражённой бациллой «незалежности», не позволили нам это осуществить (местный митрополит участвовал в те дни в организованном Ющенко юбилее «шведско-украинского союза». – В.Б.). Тогда мы вместе с полтавскими братьями-подвижниками доставили в Санкт-Петербург и поместили на вечное хранение в Сампсониевский храм горсть земли с поля Полтавской баталии».

Жёлто-синий «реванш». В исполнении серости

И всё-таки не осталась православная Полтава в стороне от общерусского празднества. Как сообщало издание «Полтавщина», в предъюбилейный 2008 год город посетил известный иконописец Константин Витальевич Назаров: «Визит в Полтаву, помимо всего, был связан с передачей копий Образа Пресвятой Богородицы «Полтавская Победная», в честь 300-летия победы русского оружия под Полтавой. Ее уже стали называть «Каплуновская победная». Замысел создания такой иконы принадлежит замечательному подвижнику и патриоту из Москвы Владимиру Ильичу Максимову. В основе иконы лежит Образ Пресвятой Каплуновской Божией Матери — споспешницы Полтавской победы. Вокруг образа художники разместили эпизоды, связанные с Полтавской баталией, освященной небесными покровителями».

Сегодня, конечно, подобные мероприятия в Полтаве немыслимы.

…Довелось мне побывать в прошлом году в знаменитом, но сегодня пустующем музее Полтавской битвы. Экскурсоводы здесь теперь очень сочувственно относятся к Карлу, объясняют досадными случайностями его поражение, а заодно рассказывают, что Пётр I, оказывается, между баталиями успевал издавать указы о запрете (держитесь за стул!) украинской мовы! Бред сей, впрочем, натренированному уху на Украине столь привычен (мову-то литературно оформлять начнут лет через сто пятьдесят после Петра), что не помешал ощутить величие Сампсониевского храма, воздвигнутого на поле битвы в честь победы. Лишь обеспокоенность дальнейшей судьбой его больно уж русского экстерьера закралась.

И опасения сбылись.

«Одну из церквей Московского патриархата в Полтаве украсили двуглавым орлом и Петром Первым на коне, который уничтожает сине-желтый флаг, – очнулся спустя полтора столетия после возведения храма телеканал Коломойского. – Только подойдя вплотную, можно разглядеть, что флаг под копытами шведский. Пять метров влево или вправо – и кажется, что это флаг Украины. Поэтому рядовые полтавчане углядели в композиции другой смысл и обратились к СБУ с требованием проверить храм на антиукраинскую деятельность».

«Рядовые полтавчане» - это один из галичанских советников Авакова собственной персоной. Сей советник усмотрел «признаки антиукраинской направленности картины на храме УПЦ (Московского Патриархата)»: «На храме изображен российский император Петр I на коне, который топчет шведский флаг, напоминающий современный флаг Украины… Картина на храме появились ... по моему субъективному мнению с признаками провокации или вызова, ведь большинство прихожан и посетителей храма не могут различить тонкости и различия между шведским и украинским флагами».

Наконец, 21 августа «полтавчане обнаружили положительные изменения во внешнем виде Сампсоновского храма на поле Полтавской битвы: …мозаика, на которой Петр I на коне топтал сине-желтый флаг, закрашена серым». В итоге: «В городе станет меньше пропаганды "русского мира". Существенно меньше».

Поспешим разочаровать русофобствующих геростратиков – не станет. Пока Полтава пребывает под покровом Каплуновской Божией Матери, это русский город. А значит, Божий.

P.S. 22 сентября, за два дня до праздника, поступила информация из села Каплуновка Харьковской области: «Пострадал искренний слуга Божией Матери, настоятель храма Каплуновской иконы. Его нашли в лесу порезанным, но живым; сейчас он – в реанимации (уму непостижимо, кому мог "перейти дорогу" этот добрейшей души человек!). Просим Ваших молитв о здравии иерея Сергия. Духовные чада».

По сообщениям источников, отец Сергий не устраивает местные власти. «Слишком» привержен он ценностям, исповедуемым почитателями Каплуновской иконы.

Редакция нашего сайта присоединяется к молитвам об исцелении иерея Сергия.