Киевский режим саботирует минские договорённости не первый месяц и не первый год. На фоне разговоров о разведении сторон в Донбассе развязаны полномасштабные боевые действия. Тяжёлые вооружения украинской армии никуда с линии разграничения не делись. Из них, как и прежде, регулярно обстреливают не только позиции ополчения, но жилые дома, объекты инфраструктуры. Каждый день к границам отпавших от Украины республик идут всё новые составы с танками, пушками, системами залпового огня. Вот и недавно, в преддверии встречи в Берлине, Порошенко торжественно передал ВСУ очередные сотни единиц тяжелого вооружёния, которые, по его словам, тут же «пойдут на линию фронта». На том митинге в Харьковской области «гарант конституции» вполне определённо заявил: его команда минские договорённости не выполняет и выполнять не собирается.
После этого хор голосов, которые твердят о двух «первоочередных задачах» – передаче контроля над украинско-российской границей от ДНР и ЛНР Киеву и необходимости скорейшего ввода «вооруженной миссии ОБСЕ», зазвучал ещё громче. Наиболее определённо высказался бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк. Бывший инструктор ЦК КПУ, а ныне заметный депутат Рады от тимошенковской «Батькивщины» заявил телеканалу «Еспресо»: никаких договоренностей с «бандитами» быть не может, «российско-террористические войска должны быть немедленно выведены с территории Украины», Киеву должен быть в срочном порядке передан контроль над границей. И только после «полного разоружения террористов» и возвращения в Донецк и Луганск «законной власти» можно будет говорить о проведении там местных выборов в соответствии с действующим украинским законодательством. По Тарасюку, в этих выборах должны участвовать только «зарегистрированные Минюстом украинские партии». Излишне и говорить, что никакого отношения к минским договорённостям такие, с позволения сказать, предложения не имеют.
На этом фоне против лидеров республик и главных действующих лиц донбасского ополчения развернута террористическая война. Несколько раз пытались уничтожить Александра Захарченко. На волосок от гибели после взрыва оказался Игорь Плотницкий. Перед встречей «нормандской четвёрки» в Берлине убили донецкого героя Арсения Павлова, Моторолу. Вдобавок Киев наотрез отказался платить пенсии, осуществлять любую финансовую деятельность в Донбассе. Жесточайшим образом пресекаются попытки наладить поставки продуктов и других товаров с Украины в Донбасс. Резко ограничен вес товаров, которые киевские власти разрешают перевозить через контрольно-пропускные пункты. Полностью прервано автобусное и железнодорожное сообщение с республиками.
Совсем недавно Рада приняла поправки к закону о гражданстве Украины и документах, его определяющих. Отныне единственным выездным документом на Украине становится заграничный паспорт. Общегражданский паспорт, по которому украинцы могли попадать в РФ и Белоруссию, права на пересечение украинской границы больше не даёт.
Порошенко, Яценюк, Тимошенко, Гройсман и другие в один голос заявляют о необходимости правового оформления Донбасса в качестве «оккупированной территории» со всеми вытекающими последствиями. То есть в Киеве хотят «уравнять» в этом отношении ДНР и ЛНР с Крымом. А раз так, любое участие там граждан в органах местного самоуправления, в общественной деятельности, работа в учебных, научных учреждениях, СМИ будут считаться уголовно наказуемым деянием, подпадающим под действие статей о государственной измене, попытках незаконного изменения существующего строя на Украине и т.п.
Любая инициатива Порошенко и его бригады либо тут же поддерживается Вашингтоном, либо прямо в Вашингтоне возникает. Взять хотя бы дорожную карту, авторство которой принадлежит Джеффри Пайетту. О ней по итогам «берлинского ужина» говорила и фрау Меркель. А Порошенко в очередной раз заявил: Париж и Берлин, дескать, выразили ему такую же полную поддержку, как и Вашингтон. Как пример привёл трехсторонние переговоры по Донбассу, происходившие перед приездом Владимира Путина. Были они или нет – сказать сложно. Но украинский президент ещё до поездки в Берлин заявил: «Перед встречей с Путиным мы уточним общую европейскую позицию с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом». А после возвращения в Киев поведал миру, что, мол, Путин согласился на некую вооружённую полицейскую миссию ОБСЕ – тоже, кстати, прошлогодний плод воображения Джеффри Пайетта.
Надвигающаяся зима обещает больно ударить по населению. Цены на энергоносители продолжают расти, коммунальные платежи тоже. Обещанный безвизовый режим с Евросоюзом в очередной раз переносится. В подвешенном состоянии после голландского референдума ратификация соглашения об ассоциации с ЕС. Но вот что интересно: украинцы забастовок не устраивают, на демонстрации протеста не выходят. Украинский характер! Бунты, майданы, перевороты происходят здесь тогда, когда они организуются извне.
Неонацистские формирования, легальная оппозиция, крупный бизнес, структуры власти – всё это одинаково хорошо управляется из посольства США в Киеве. Замусоленная колода легко тасуется. Коломойского можно вознести, а можно опустить. Гражданина Канады Яценюка можно без труда заменить винницким рыночным торговцем без образования Гройсманом. Кстати, этого, говорят, тоже скоро отправят на скамейку запасных, вроде бы порученную ему часть работы сделал. А тем, кто склонен значиться в так называемой оппозиции, но успел разувериться в своих лидерах – олигархах Бойко и Лёвочкине, предложили новый проект. Это партия «За життя», создаваемая ещё одним олигархом Вадимом Рабиновичем. Напомню, к слову, что при Кучме израильскому бизнесмену, герою изданной в Германии документальной повести «Олигарх» Вадиму Рабиновичу на пять лет запрещали въезд на территорию Украины «в целях национальной безопасности страны». Позднее его медиахолдинг «Миг» прославился восхвалением Ющенко, а сам Вадим Зиновьевич десять лет назад получил высшую награду СБУ из рук её тогдашнего председателя Валентина Наливайченко. Пару дней назад Рабинович на своем канале «Ньюзван» поносил на чём свет стоит Порошенко и его окружение. Говорил такое, за что другим (кому это не позволено) выписывают приговоры «за измену» со сроками в 10-15 лет. Даже престарелая харьковская коммунистка Алла Александровская и та провела в СИЗО несколько месяцев и лишь недавно была выпущена по состоянию здоровья с браслетом на ноге под домашний арест.
Американцам на Украине в общем и целом удаётся сценарий, многократно опробованный ими в своё время в Латинской Америке. Приведенный к власти в результате государственного переворота марионеточный режим кончает с любым инакомыслием, не брезгуя арестами неугодных и политическими убийствами. Одновременно уничтожается национальная экономика, в страну заводятся транснациональные компании. В армии утверждаются натовские стандарты (едва ли не главное отличие нынешнего украинского режима от латиноамериканских диктатур). Вчерашние молодые менеджеры в американских банках и второсортные клерки в фирмах, выпускники заокеанских колледжей и университетов старательно надувают щеки в административных креслах, перемещаются по стране в окружении многочисленной охраны. А в их ведомствах трудятся за них иноземные «советники». Таких «советников» сотни, без них ни один «министр» не может принять ни одного серьёзного решения. Иностранцев затаскивают также на должности директоров и президентов государственных концернов. На днях руководителем крупной госкорпорации «Укравтодор» назначен бывший польский министр Славомир Новак, уволенный у себя в Польше за коррупцию. «Укрзализницу» доверили еще одному поляку, рок-музыканту Войцеху Бальчуну. Да их столько, что устанешь перечислять.
Среди многих украинских парадоксов – резкий (на 45 процентов в сравнении с минувшим годом) рост продаж новых легковых автомобилей на фоне ползучего обнищания основной массы населения. Спросите, где деньги? А в мешках. На Украину тоннами завозятся американские банкноты, самые популярные в расчётах нынче – новые стодолларовые купюры. Цены тоже сплошь и рядом выставляются в долларах. Те, кто олицетворяет режим и его обслуга, предпочитают наличность. Как грибы, растут в Киеве, Днепропетровске, Харькове новые огромные торговые центры. И было бы неправдой сказать, что их залы пустуют. Зарплата в конвертах – особенность такой колониальной экономики. Получают её клерки в фирмах и учреждениях, получают политики. Очень удобно, кстати. Замахнулся, например, на какие-то разоблачения «борец с коррупцией», некто журналист-депутат Лещенко, а ему тут же: не надо, ты ведь сам приобрёл за крупную сумму наличными квартиру в элитном доме в центре Киева. Или военный прокурор Матиос попытался было сунуть нос в систему закупок для украинской армии – так, получай, Матиос, антикоррупционное расследование, чтобы не лез, куда не надо. Оказалось, приобретал прокурор с сородичами недоступную при его зарплате недвижимость, дорогие автомобили и всякие другие такие вещи. А задекларировали, естественно, копейки. Это в столице, в крупных городах, а на селе расширяется патриархальный уклад, там в ходу натуральный обмен.
Марионеточный режим в Киеве со временем не слабеет, а укрепляется. Какие-то фигуры в киевских кабинетах меняются, но не по своему хотению, а так, как их переставят. Попытался было соскочить вслед за Яценюком глава президентской администрации, в недавнем прошлом мелкий харьковский барыга Борис Ложкин. Ан нет, не получилось: поставили в резерв, на всякий случай. Чтобы краплёных карт в украинской колоде было много, на все случаи жизни. С этой же целью рекрутируются новые «бойцы». Главу харьковской администрации Игоря Райнина, отправленного на место Ложкина, заменила дама 32-х годов от роду Юлия Светличная, не имеющая никакого опыта хозяйственной работы и государственного управления; теперь вместо Райнина продолжать уничтожать экономический потенциал самой мощной области будет она.
Практически полностью завершена «декоммунизация» географических названий. Подрастающее поколение воспитывается в духе нового украинского патриотизма, проповедующего «беззаветную борьбу против москалей, за незалэжность». Как сообщила недавно министр образования Лилия Гриневич, на Украине, наконец, запретили «билингвистическое образование». Это значит, преподавание на русском языке уничтожено практически полностью; учителям предписано в стенах учебного заведения общаться между собой даже во внеурочное время только на мове. Новые курсы учебников истории, литературы, украинского языка загружены таким количеством ненависти к России и всему русскому, что заглядывать в них страшновато.
Начавшись с кучмовского «Украина – не Россия», республика стараниями внешних управляющих всё больше отрывается от славянского мира. Поэтому проблемы Донбасса, Новороссии вряд ли решатся на встречах в «нормандском формате». Болезнь запущена. И, возможно, терапевтическое вмешательство уже запоздало.