«Федеральной службой безопасности Российской Федерации 9 ноября 2016 года в городе Севастополе задержаны члены диверсионно-террористической группы Главного управления разведки Министерства обороны Украины, планировавшие совершение диверсионных акций на объектах военной инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова Крым. У задержанных изъяты взрывные устройства большой мощности, оружие и боеприпасы, средства специальной связи и другие вещественные доказательства их преступной деятельности, в том числе карты-схемы объектов предполагаемых диверсий», – скупое на подробности сообщение на официальном сайте ФСБ России взорвало сегодня не только украинский политикум и подпевающие ему СМИ, но и ту часть западной прессы, которая обычно стоит на стороне разнообразных цветных революций, переворотов и прочих вмешательств в дела других государств.
Несмотря на то, что ФСБ ничего не сообщала о личностях задержанных, их тут же принялись отбеливать на страницах украинской прессы и экранах украинских телевизоров. К процессу подключились также полчища «медуз», «эх», «дождей», «немецких волн» и «свобод». Сперва задержанных ФСБ граждан представляли невинными овечками, которые и помыслить себе не могли заниматься чем-то более серьёзным, чем качаться в евпаторийском спортзале или собираться на посиделки с бывшими однокурсниками. Правда, когда дело дошло до однокурсников, пасторальные картинки из жизни «обычных людей» перестали складываться – выяснилось, что один из диверсантов, Дмитрий Штыбликов, очень странно проводил «день выпускника». В военной форме в районе разведшколы в Перевальном он и его товарищи по учёбе в Киевском общевойсковом военном училище имени Фрунзе любили вспоминать родной факультет разведки. Правда, брат Штыбликова опровергает причастность родственника к украинской разведке, несмотря на профильное образование, а странные фото объясняет сроком давности – дескать, дело было ещё до того, как Крым стал российским. Интересно, что звонок с опровержением был сделан в редакцию телеканала «Дождь». Ещё более интересна дата публикации Штыбликовым фотографий в военной амуниции – 2 января 2014 года. То самое время, когда в Киеве вовсю бурлил майдан, в качестве бонуса от которого США хотели получить Крым. В это мутное время Штыбликов и его товарищи по разведке развлекались страйкболом.
Позже на своей странице в социальных сетях брат задержанного Штыбликова напишет: «Симферополь оккупирован "зелёными человечками"». Видимо, Штыбликовы готовились к совсем иному развитию событий.
Прояснилось и то, что Дмитрий Штыбликов и второй задержанный в Севастополе ФСБ Алексей Бессарабов работали в «Номосе» – украинской НПО. Полное название организации говорит само за себя: Центр содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «Номос». Организация позиционировала себя как исследовательская, причём исследовала она весьма специфические вопросы, связанные с национальной безопасностью, европейской и евроатлантической интеграцией в стратегически важном для США и НАТО регионе – в Крыму. «Номос» плодотворно (для западных «друзей Украины») работал с 2003 года, расположив штаб-квартиру в Севастополе и дотянувшись в своих исследованиях до самого Каспия. С 2006 года НПО «Номос» получила статус Целевой группы NATO-Ukraine Partnership Network по вопросам экономической безопасности под эгидой Совместной группы по вопросам военной реформы.
Дмитрий Штыбликов в «Номосе» занимал должность руководителя международных программ. Его коллега Бессарабов, также работавший над «евроатлантическими устремлениями Украины» в Севастополе, занимался исследованиями военных учений, проводимых Российской Федерацией на суше и на море (не обязательно в Крыму), изучал отношение крымчан и севастопольцев к НАТО и возможному базированию кораблей альянса в Крыму, а также влияние политических сил, настроенных против евроатлантического партнёрства. Публиковал подробные фотоотчёты о том, как севастопольцы встречали американские военные корабли, писал для ведущих украинских СМИ статьи с заголовками на манер «Севастополя без НАТО не будет». В 2013 году Бессарабов поехал в Варшаву, чтобы учиться там продвижению евроатлантизма за деньги польско-американского Фонда Свободы и германского Фонда им. Маршалла.
Одним из крупнейших заказчиков исследований «Номоса» был фонд «Возрождение» Сороса. Куда ж без него?
Весной 2014 года, после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, «Номос» резко свернул свою исследовательскую деятельность. Чем занимались после этого сотрудники НПО, никто не знает. Попытки украинской стороны, российских оппозиционных СМИ и «западных голосов» представить дело таким образом, что ФСБ задержала простых «экспертов» и «журналистов» разбиваются о милитари-снимки «эксперта» Штыбликова в Перевальном.
Хотя, возможно, крымские диверсанты – вовсе и не сотрудники «Номоса», а совсем другие люди, официально никаких фамилий никто пока не называл. Странно, что защитники «Номоса» так возбудились и сами взялись писать, кто именно задержан. По телефонному звонку в «Дождь».
Напомним, что Ленинский районный суд Севастополя принял решение об аресте всех троих задержанных ФСБ 9 ноября.
Соб. корр. ФСК