Интересы Китая в мире простираются далеко

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Интересы Китая в мире охватывают Азию, Европу, Африку, обе Америки, даже Антарктиду, где, как считают, скрыты огромные запасы углеводородов и где у Китая уже сейчас есть четыре научные станции: «Чанчэн», «Чжуншань», «Кунлунь» и «Тайшань». 

В минувший понедельник председатель КНР Си Цзиньпин и избранный президент США Дональд Трамп договорились в телефонном разговоре встретиться как можно раньше, чтобы обменяться взглядами по вопросам двусторонних отношений. «Как можно раньше» - не признак вежливости, а установка на то, что все остальные могут и подождать. Как замечает Би-би-си, там, «где соперничают великие нации, слоган президентской кампании Трампа «Сделать Америку великой снова» точно совпадает с любимой фразой китайцев о возрождении китайской нации и китайской мечты. Ровно в тот момент, когда Трамп произносил свою победную речь, китайские телеканалы передавали новости об освоении космоса, а президент Си выбрал день выборов в США, чтобы поговорить с китайскими космонавтами через спутник… Это… напоминание китайскому обществу, что где бы и что бы в мире ни происходило, рассказ о восходящем китайском могуществе важнее».

И уже совсем прямолинейно: «Это не случайность, что слоган, выражающий мечту Си Цзиньпина, созвучен американской мечте».

Однако «созвучия» здесь, может быть, и не так много, как хотелось бы комментатору Би-би-си. До сих пор Америка утверждала своё величие с помощью доллара и войн. Нет достаточных оснований ожидать, что этот курс подвергнется решительным переменам. Потому и нет ничего общего между трамповским величием Америки и возрождением Китая – одной из древнейших наций на планете, которая на наших глазах, не меняя в угоду Западу политической природы государства, стала ведущей экономикой мира и потеснила США. При этом главной целью экономического роста оставался в Китае рост благосостояния народа, а не финансово-промышленных элит.

«Дел, по которым могут сотрудничать Китай и США, очень много, - сказал Дональду Трампу Си Цзиньпин. - Я высоко ценю китайско-американские отношения и хотел бы вместе с американской стороной прилагать усилия для их продвижения в интересах процветания народов двух наших стран, народов всех стран. Факты подтверждают, что сотрудничество - это единственный правильный выбор Китая и США». «Китай - великая страна, благоприятные перспективы развития Китая очевидны для всех народов», - ответил председателю КНР избранный президент США. 

Однако вернёмся в Европу. Несколько дней назад в Риге закончился 6-й торгово-экономический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы, на котором премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уверенно заявил, что китайская экономика сможет преодолеть всевозможные трудности, сохранить стабильный рост и ускорить трансформацию с собственной модели развития, опираясь на адекватное наращивание совокупного спроса – внешнего и внутреннего. В Китае сознают, что только благодаря росту внутреннего спроса на основе благосостояния главного покупателя - народа, страна вышла из кризиса 2008 года победителем. 

15 ноября в Марракеше открылось заседание высокого уровня в рамках конференции ООН по изменению климата. Спецпредставитель КНР по вопросам изменения климата Се Чжэньхуа заявил на этом заседании, что, создавая систему глобального управления климатом, все страны должны укрепить фундамент взаимодоверия, осуществлять взаимный обмен преимуществами, наводить мосты для общения. Китай рассчитывает, что все страны будут рука об руку создавать большой и сильный «круг друзей» по сотрудничеству «Юг - Юг» в сфере климатических изменений. Красиво! Однако это не всё. За счёт Китайского фонда сотрудничества «Юг - Юг», располагающего 20 миллиардами юаней, Китай будет строить в развивающихся странах «низкоуглеродные» пилотные зоны, организовывать подготовку персонала, передавать в дар энергосберегающее оборудование и оборудование для мониторинга и предупреждения о климатических изменениях, предоставлять финансовые средства, технологии и развивать потенциал для противодействия климатическим изменениям в развивающихся странах, включая наименее развитые страны, малые островные государства и африканские государства. Все это – за свой счёт.

За свой счёт Банк Китая организовал, например, научно-исследовательские группы на Филиппинах, работающие по теме «Один пояс, один путь». Группы налаживают взаимодействие  с филиппинскими властями  и представителями деловых кругов. В их работе приняли участие и провели мастер-классы председатель совета директоров компании Alibaba (крупнейшая в мире компания электронной торговли) Ма Юнь, бывший заместитель директора-распорядителя МВФ Чжу Минь, президент Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Цзинь Лицюнь, профессор института экономического управления при Университете Цинхуа Ли Таокуй. 

Год назад такой же внушительный десант финансовые институты Китая высаживали в Камбодже. А сейчас председатель КНР Си Цзиньпин едет с государственным визитом в Эквадор, Перу и Чили и примет участие в 24-й неформальной встрече лидеров стран АТЭС, которая пройдёт в Лиме 19-20 ноября. Это уже третья поездка Си Цзиньпина в Латинскую Америку. Что ищет Китай в этой части света? То, что потеряли там США, превратив в своё время латиноамериканские страны в «банановые республики». Пекин предлагает странам Латинской Америки и Карибского бассейна План сотрудничества с Китаем на 2015-2019 годы в областях торговли, инвестиций и финансового сотрудничества, предлагает развивать энергетические ресурсы, инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, производство, научно-технические инновации и информационные технологии. А за счёт трансконтинентальной железной дороги через Россию предполагает проложить путь между Тихим и Атлантическим океанами, способствовать присоединению Латинской Америки к экономическому поясу АТР. 

Уже сейчас Китай для Латинской Америки - второй по обороту торговый партнёр и третий по величине источник инвестиций. И есть ещё достаточно возможностей, чтобы «одним поясом, одним путём» привязать Латиноамериканский континент к экономике КНР.

Продвижение интересов Китая на всех континентах по-американски глобально, но и по-китайски мудро. Как подмечает Би-би-си, учитывая главный тезис нового президента США о том, что он больше склонен заниматься Америкой и американцами, «геостратеги в Китае будут надеяться, что президентство Трампа сыграет на их амбициозные надежды на сокращение американского влияния и изменение карты Азии. Они могут быть правы».

Не думаю, чтобы Пекин стремился перекраивать карту Азии так, как это прежде делали американцы, где бы они ни появлялись. Просто Китай не боится твёрдо отстаивать свои национальные интересы. Как Россия. И обе эти страны – да и не только они - вздохнут свободнее, если  новый президент США займется благоустройством собственного дома.

Статьи по теме