Казалось бы, частный случай, который не требует ни особого внимания, ни обсуждения: предприниматель из Павлодара (Республика Казахстан) купил на заводе в Симферополе ножи для косилок, уплатил косвенные налоги и сдал отчётность. А спустя время управление государственных доходов города Павлодара потребовало устранить нарушения налогового законодательства, «так как Республика Казахстан не признала Республику Крым как территорию Российской Федерации» и запросило таможенную декларацию на ввезённый товар.
Поскольку, однако, и Россия, и Казахстан – это территория Таможенного союза, то на ножи, привезённые в Павлодар из Крыма, никаких таможенных документов быть не может, поскольку таможен нет. Полгода павлодарские производители косилок судились с налоговиками, в итоге суд признал их правоту и потребовал от местного управления государственных доходов «устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя». Можно бы и забыть об этой истории, если бы не одно «но»: на отдельном примере в Павлодарском суде фактически решалась судьба Крыма. То есть в будущем такие же перипетии могут повториться, поскольку Казахстан официально не определился в вопросе о принадлежности Крыма. Собственно, не один Казахстан – ни одно из государств СНГ не признало Крым территорией Российской Федерации.
Вот список государств, признавших Крым российским: Сирия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, КНДР, Афганистан. Казахстана в нём нет. Как нет Азербайджана, Армении, Беларуси, Киргизии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. 27 марта 2014 года, после того как референдум в Крыму и Севастополе состоялся, Генеральная Ассамблея ООН голосами 100 стран проголосовала за резолюцию о территориальной целостности Украины, где общекрымскому референдуму за включение в состав Российской Федерации было отказано в признании. «За» такое решение голосовали из стран СНГ Азербайджан и Молдова, против – Россия, Армения и Беларусь, Казахстан и Узбекистан воздержались, а Кыргызстан и Таджикистан не принимали участия в голосовании.
С тех пор в юридическом плане ничего не изменилось: Крым уже почти три года находится в составе Российской Федерации, но в СНГ не торопятся это признавать. Соответственно, страны, входящие вместе с Россией в ЕАЭС, только де-факто рассматривают Крым территорией Таможенного союза. Де-факто жители Крыма и Севастополя лакомятся белорусскими колбасами, маслом и сгущёнкой, носят брюки и платья, сшитые в Кыргызстане, и отправляют ножи для косилок в Казахстан. Де-юре же не существует документов, подтверждающих «фактическое положение дел», поэтому в любой момент в том же Павлодаре или другом месте на просторах Евразийского экономического союза какой-нибудь городской, районный или областной орган управления всегда может усомниться в статусе Крыма и местным судам придётся предметно заниматься вопросами геополитики.
Соб. корр. ФСК