Вчера президент США подписал закон об ассигнованиях на военные нужды в 2017 финансовом году (National Defence Authorisation Act 2017).
Покидающий Белый дом Обама не скрывает своего разочарования рядом аспектов в оборонных приоритетах страны. По его мнению, конгресс снова не принял реформы по ликвидации ненужных структур, не одобрил предложения по сокращению накладных расходов, отказал в достаточном финансировании программ модернизации военного здравоохранения. Обама полагает, что при подготовке бюджета для Пентагона американские законодатели допустили заметный крен в сторону политизации документа. По признанию президента, он подписал закон лишь потому, что не пожелал оставить министерства обороны и энергетики без финансирования в начале 2017 года для выполнения программ национальной безопасности.
Что не понравилось Обаме?
Из предусмотренных общих расходов на оборону в размере 618,7 млрд. долларов более 10 % (67 млрд.) конгрессмены решили выделить на финансирование зарубежных специальных операций (overseas contingency operations). Обама напомнил, что руководство Пентагона не просило об увеличении ассигнований на эти цели, но конгрессмены добавили на войны за пределами США 3,2 млрд. долларов. Речь идёт, прежде всего, о поставках сирийской оппозиции качественно новых вооружений, включая зенитные средства.
В администрации Обамы полагали, что это контрпродуктивно, и данное оружие может быть использовано против самих Соединенных Штатов. Теперь для оказания военной помощи сирийским боевикам госсекретарь и министр обороны обязаны будут информировать конгресс и получать его одобрение.
Согласно законопроекту, на 16 тысяч увеличивается численность американских сухопутных войск, которая к концу 2017 года должна составить 476 тысяч человек. Белый дом об этом также не просил.
Не устроило Обаму и решение конгресса о сохранении тюрьмы в Гуантанамо. Закрыть тюрьму, расположенную на территории бессрочно арендуемой США военно-морской базы в заливе Гуантанамо (Куба), Обама намеревался ещё в 2007 году, баллотируясь на первый президентский срок, но конгресс отказался выделить на это средства под предлогом возможной опасности содержащихся там узников для безопасности страны.
В распределении военных расходов на 2017 год есть и другие спорные вопросы. Непонятно, как будут расходоваться 4,3 млрд. долларов на «сдерживание России». В документе декларируется, что эти средства пойдут на «политическую, экономическую и публичную дипломатию», а также на военную поддержку союзников по НАТО и других партнёров США в Европе и Азии. В частности, законом предусмотрен запрет на финансирование «любых действий», которыми будет признаваться суверенитет России над Крымом. Исключением могут быть только случаи, связанные с национальной безопасностью США.
В подписанном Обамой документе есть и абсолютное новшество. Закон предоставляет президенту право вводить санкции против всех, кто, по оценкам американских властей, может быть причастен к коррупции и нарушениям прав человека. Подобные санкции предусматривают блокирование собственности или активов, находящихся под юрисдикцией Соединенных Штатов.
Иными словам, речь идет о придании глобального характера «Акту о верховенстве закона и подотчётности имени Сергея Магнитского», который был принят Конгрессом США и подписан Обамой в декабре 2012 года. Тот закон предусматривал применение односторонних санкций в отношении должностных лиц России, виновных, с точки зрения правительства США, в нарушении прав человека на родине. Теперь американское законодательство придает этим дискриминационным мерам глобальный характер.
Наконец, закон предусматривает переход к созданию неограниченной системы противоракетной обороны. Кроме того планируется финансирование наращивания сил НАТО на восточном фланге, что имеет прямое отношение к безопасности России.
Соб. корр. ФСК