Многолетний вооружённый конфликт в Сирии и последние успехи правительственных сил стали фактором углубления внутренних противоречий в рядах Североатлантического альянса вследствие различного понимания членами этого военного блока целей и задач в Сирии.
Множатся свидетельства поддержки, оказываемой Соединёнными Штатами и рядом других стран-членов НАТО действующим в Сирии террористическим группировкам «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат-ан-Нусра». При освобождении Алеппо в руки сирийских правительственных сил попали целые арсеналы оружия и боеприпасов, произведенных в Болгарии – стране-члене Североатлантического альянса. Это около четырёх тысяч реактивных снарядов к реактивным системам залпового огня «Град», снаряды для противотанковых орудий, противотанковые гранатомёты. Выявлены по меньшей мере восемь брошенных террористами складов, в которых хранилось 2 млн боеприпасов для тяжелых пулемётов. На оставленных боевиками боеприпасах стоит маркировка VMZ – болгарского предприятия «Вазовские машиностроительные заводы».
Уже тот факт, что речь идёт о нелегальном сбыте оружия по просроченным лицензиям, которые в своё время были переданы Болгарии ещё Советским Союзом, наглядно демонстрирует нравы, царящие сегодня на восточном фланге НАТО. Однако ещё более показательно, в чьи руки попадает данное оружие. А это те самые террористы, которые ведут операции в том числе против натовских военнослужащих, в частности против регулярной армии Турции. Последнее обстоятельство и стало главной причиной углубления противоречий между Анкарой и Вашингтоном.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что у него есть доказательства того, что коалиция, возглавляемая США, оказывает поддержку террористам в Сирии, в том числе «Исламскому государству». «Они обвиняли нас в поддержке ИГИЛ [запрещённая в России террористическая организация. - Прим. ред.]. Но они сами оказывают поддержку террористам, включая ИГИЛ… Нам это ясно. У нас есть подтверждение этому, включая фотографии и видео», - сообщил Эрдоган, выступая на пресс-конференции в Анкаре.
На днях боевики ИГ обнародовали видеозапись, на которой двух пленных турецких военных в Сирии казнят, сжигая заживо. И хотя вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш заявил, что у Анкары пока нет подтверждения подлинности данного видео, это сообщение всколыхнуло турецкое общественное мнение. Турецкие СМИ задаются вопросом о целях, которые должна преследовать сирийская политика Турции, о значимости диалога Анкары, Москвы и Тегерана о степени ответственности за происходящее в Сирии Запада, и в частности НАТО (а также Европейского союза).
«То, что Турция смогла достичь такой координации с Россией, ее союзники по НАТО, прежде всего США и Европейский союз, встречают то с замешательством, то со злостью. Они беспокоятся о том, что эти события отдалят Турцию от Европы и европейско-атлантических структур. Они боятся, что такие время от времени упоминаемые организации, как Шанхайская организация сотрудничества, Евразийское экономический союз, станут центром притяжения для Турции», - пишет газета Hürriyet и продолжает: «Этот страх не несправедлив. Однако если применительно к сирийской проблеме Турция поймала с группой других стран такую волну, какую она не смогла поймать с Западом, то при анализе причин этого события Западу было бы полезно искать вину в себе».
Итак, одна страна-член НАТО (Болгария) вооружает боевиков и террористов современным оружием, а затем эти же боевики и террористы убивают военнослужащих другой страны-члена НАТО – Турции. Счёт жертв начатой Анкарой в августе текущего года в Сирии операции составляет уже около четырех десятков погибших военных. По данным турецких источников, только за один день 22 декабря в районе контролируемого террористами города Эль-Баб погибли не менее 16 турецких военнослужащих.
Вряд ли командование НАТО не отдаёт себе отчёта во всей двусмысленности сложившейся ситуации, когда США и Болгария с одной стороны и Турция - с другой фактически воюют по разные стороны сирийских баррикад. Однако очевидно, что в Вашингтоне и Брюсселе попросту неспособны пересмотреть свои приоритеты. Ведь в Сирии Запад преследует ещё одну цель – противостоять России. Турецкая сторона в силу собственной вовлечённости в боевые действия в Сирии первой почувствовала на себе весь трагизм положения.
Вашингтон и его ближайшие союзники продолжают рассуждать в русле антироссийской геополитической парадигмы. Вот и официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер не нашел ничего лучшего, как назвать обвинения, прозвучавшие из уст президента Турции, «нелепыми», хотя факты говорят об обратном. В частности, о том, что захват террористами города Пальмиры стал возможен благодаря приостановке действий на других фронтах возглавляемой американцами коалиции.
Борьба с терроризмом не терпит двойных стандартов. Похоже, в Турции это начали осознавать.
Не приходится сомневаться, что дальнейшее развитие переговорного процесса по Сирии в формате наметившегося взаимодействия Турции с Россией, Ираном и Дамаском способно спровоцировать ответную реакцию США, Саудовской Аравии и Катара. Поэтому следует остерегаться попыток дестабилизировать ситуацию как в Сирии, так и в Турции в преддверии намеченной на начало 2017 года встречи в Астане лидеров России, Турции и Ирана.
Многое будет зависеть от позиции самого турецкого руководства. «В политике Турции в отношении Эль-Баба я осуждаю то, что при проведении операций она не сотрудничает с Сирией. Если одержимость Асадом будет продолжаться, это не принесет никакой пользы внешней политике Турции», - указывает эксперт-международник Университета Атылым в Турции Хасан Унал.
Принципы евроатлантической солидарности вступают в серьёзное противоречие с государственными интересами Турции.