Пакет российско-турецких договорённостей по Сирии. Впереди Астана

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Оправившись после новогодних праздников, официальный сайт Организации Объединённых Наций 5 января опубликовал наконец резолюцию Совета Безопасности ООН № 2336, принятую в ночь с 31 декабря на 1 января. В резолюции одобряются российско-турецкие договорённости по Сирии. Проект резолюции был принят единогласно, хотя некоторые из выступивших после голосования членов Совета попытались дать своё толкование принятому документу.

О чём говорит резолюция 2336? Она санкционирует российско-турецкие соглашения, подписанные министрами иностранных дел двух государств 29 декабря. В тексте сказано о «поддержке усилий России и Турции, направленных на прекращение насилия в Сирии и возобновление политического процесса», а согласованные Москвой и Анкарой документы «принимаются к сведению». Выражение поддержки со ссылкой на эти документы позволяет сделать вывод о поддержке договорённостей, отражённых в документах . 

Российско-турецкие договорённости охватываются пятью документами.

Во-первых, это Заявление правительства России о введении режима прекращения боевых действий на территории Сирии. В этом документе предлагается ввести с 30 декабря 2016 года на всей территории Сирии режим прекращения боевых действий. С указанного времени всем вооружённым формированиям противоборствующих сторон, а также силам, их поддерживающим, предлагается принять следующие обязательства: 

1) прекратить нанесение ударов любыми видами оружия, включая ракеты, миномёты и противотанковые управляемые ракеты, применение боевой авиации; 

2) отказаться от захвата территории и стремления к захвату территорий, занимаемых другими сторонами, участвующими в прекращении огня;

3) соразмерно использовать силу (применять её лишь в объёме, необходимом для защиты от непосредственной угрозы) в ответном порядке в целях самообороны. 

Россия призвала правительство Сирии, вооружённые оппозиционные группировки, выступающие за мирное урегулирование конфликта и не причисляемые к международным террористическим организациям, а также государства, имеющие влияние на стороны конфликта, присоединиться к выполнению предложенных условий режима прекращения боевых действий.

Второй документ - Заявление МИД Турции, в котором сообщается, что власти этой страны принимают активные меры, чтобы положить конец насилию и приступить к переправке в Сирию гуманитарной помощи, а также добиться возобновления переговоров между режимом и оппозицией в целях всеобъемлющего урегулирования сирийского конфликта. При этом отмечается, что Турция и Россия поддерживают договорённость о прекращении огня в Сирии в качестве гарантов и берут на себя обязательства прекратить все вооружённые нападения, в том числе с воздуха, а также воздержаться от расширения контроля над территорией за счёт друг друга. 

Важнейшее значение имеет третий документ – «Соглашение о механизме фиксации нарушений режима прекращения боевых действий, объявленного в Сирии с 30 декабря 2016 года, и режиме применения санкций в отношении нарушителей». Данное соглашение предусматривает создание Совместной комиссии, которая является главным органом для рассмотрения любых жалоб и вопросов, связанных с нарушениями режима прекращения боевых действий. Комиссия получила полномочия руководить деятельностью пунктов контроля по наблюдению за соблюдением сторонами режима прекращения боевых действий и представлять предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении этого режима. Фиксировать нарушения прекращения боевых действий будут специально создаваемые пункты контроля, размещаемые в непосредственной близости от линии соприкосновения сторон. Соглашение предусматривает также применение санкций к сторонам-нарушителям.

Четвёртый документ – «Соглашение о формировании делегаций для начала переговоров о политическом урегулировании в целях комплексного разрешения сирийского кризиса мирным путем». В данном документе правительство Сирии обязуется сформировать делегацию для ведения переговоров о политическом урегулировании в Астане (Казахстан). Переговоры будут проводиться с делегацией «противоборствующей стороны» при участии ООН. По итогам совместной работы обеих делегаций будет разработана дорожная карта по разрешению внутриполитического кризиса в Сирии. Работа обеих делегаций будет осуществляться при поддержке Гаранта (России). Данное соглашение приобретает юридически обязывающий характер при условии подписания представителями противоборствующей стороны при участии Российской Федерации соглашения, аналогичного по содержанию настоящему Соглашению. 

Наконец, пятый документ – «Соглашение о формировании делегаций для начала переговоров о политическом урегулировании в целях комплексного разрешения сирийского кризиса мирным путём». Речь идёт о представителях сирийской вооружённой оппозиции, которые именуются в документе обобщающим термином «Оппозиция». Переговоры предусматриваются на основе Женевского коммюнике (2012) и резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015). Здесь же перечислены основные принципы переговоров (уважение суверенитета и территориальной целостности САР, необходимость обеспечения интересов сирийского народа, прекращение кровопролития и осуществления власти государством, представляющим весь сирийский народ). Оппозиция обязуется сформировать делегацию для ведения переговоров и приступить к совместной работе с 23 января 2017 года в Астане. Собственно, переговоры должны начаться 8 февраля.

Итак, члены СБ ООН единогласно одобрили перечисленные выше документы. Российскому представителю в Совете В.Чуркину потребовалось, однако, прокомментировать выступления некоторых членов Совбеза, последовавшие за голосованием по резолюции. «Не хочу говорить никаких критических слов сегодня. Но все же в связи с тем, что было сказано, хочется деликатно намекнуть коллегам и попросить их. Идет чрезвычайно трудный процесс, все, чего удается достичь, дается колоссальным трудом. Поэтому, пожалуйста, не надо напускать туман. Пожалуйста, помогайте, а если не хотите или не можете помочь, тогда не напускайте туман. Не надо ставить под сомнение какие-то договоренности, которые были достигнуты, пытаться их как-то переинтерпретировать. По возможности не надо без конца повторять уже давно устаревшие клише: есть какие-то классические фразы, которые некоторые страны говорят уже шесть лет. Понятно, что эти фразы ни к чему не ведут, а они все равно их повторяют» (Стенограмма заседания СБ ООН 31 декабря 2016 года // Документ ООН: S/PV.7855).

Эти слова российского представителя стали, в частности, реакцией на выступление представителя США, которая заявила: она, дескать, «сожалеет о том, что до сих пор не представлены приложения к соглашениям, в которых подробно излагаются договоренности о прекращении огня, заключенные при посредничестве России и Турции». Прозвучало как намёк на некие «секретные протоколы»… В том же духе выступил и представитель Британии, призывавший к тому, чтобы «все стороны были обязаны обеспечить беспрепятственный гуманитарный доступ на всей территории страны». Той самой Британии, которая за годы войны в Сирии не выделила ни грамма муки, ни одной таблетки и ни одного одеяла для помощи мирным жителям, но которая продолжает выставлять себя главным гуманистом планеты…

Такова общая диспозиция заинтересованных сторон перед началом переговоров в столице Казахстана.