Когда-то, до расчленения СССР, Украина советская входила в первую десятку развитых стран Европы и если в чём-то нуждалась, то, во всяком случае, не в помощи грантовых структур и международных организаций, рекомендующих себя как благотворительные.
Затем жизнь стала меняться. Нищал народ, ветшали промышленные предприятия, приходили в запустение сельскохозяйственные угодья, нарастал разброд в образованной части общества. Дальше больше: кровавый государственный переворот 2014 года, сопротивление путчу, отпадение Крыма, война в Донбассе – и потянулись на Украину длинной чередой западные НКО. Они, впрочем, не ждали развития событий – кто-то опережал события, а кто-то и готовил их.
Одним из первых на землю Украины вступил международный фонд Caritas. В 1994 году по инициативе униатской общины Львова (так гласит официальная версия) в этом городе был открыт координационный центр Caritas с представительством в Киеве, которое затем превратилось в фонд «Каритас Украины». Официальная идеология «Каритас Украины» типична для организаций подобного рода – они заняты, как правило, разработкой и внедрением национальных программ (!) социальной помощи и поддержки нуждающегося населения Украины. Такое бескорыстие западных благотворителей может, конечно, поразить воображение, но вопрос всё равно остаётся: с какой целью деньги из стран Евросоюза, США, Канады вкладываются в разработку национальных программ Украины? Или всё дело в том, что эти деньги тратятся на разработку национальных программ как раз не Украины, а совсем других государств?
С годами эти фонды, вцепившись в украинскую землю, расширяли поле деятельности. Если мы взглянем на финансирование того же «Каритас Украины», то увидим, что средний ежегодный бюджет последних восьми лет у этого фонда был не ниже 1 миллиона евро. С 2014 года работы у фонда прибавилось – годовой бюджет подскочил вверх и составляет теперь 2,4 миллиона евро. Если помножить эти деньги на количество орудующих в стране НКО, то, наверное, за два десятка лет можно было бы обеспечить всех жителей Украины пенсионного возраста или дать возможность жить достойно детским домам и домам престарелых. Однако детские дома, дома престарелых и пенсионеры нищенствуют, государственная программа по материальному и медикаментозному обеспечению тубдиспансеров уничтожена (при значительном росте заболеваний туберкулёзом открытой формы), ликвидаторы катастрофы Чернобыльской АЭС лишены бесплатного лечения, пенсий и пособий…
Всего на Украине зарегистрировано около 2 тысяч некоммерческих организаций и фондов с иностранными (западными) источниками финансирования, и спектр официально заявленных задач, которые они решают, широк: это и оказание помощи предпринимателям, и поддержка малого и среднего бизнеса, и развитие малых городов, и социальная защита малоимущих. Проводятся бесплатные семинары и тренинги, разрабатываются профильные бизнес-планы, выдаются гранты, читаются лекции. Целевая аудитория всех этих организаций – молодые и трудоспособные граждане. Работа над изменением их сознания идёт непрерывно. И, конечно, не так просто установить связь между деньгами западных «благотворителей» и событиями, которые известны сегодня под названиями «Майдан», «Одесский Дом профсоюзов», «Донбасс». Однако связь эта существует.
2014 год – год государственного переворота в Киеве – стал в деятельности обосновавшихся на Украине западных фондов и организаций рубежным. Если раньше разнообразные международные программы были привязаны в основном к западным и центральным областям Украины, то сейчас они всё больше нацеливаются на юго-восток. Активизировались эмиссары западных НКО в Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Луганской, Донецкой областях.
Вот лишь некоторые наиболее активные субъекты некоммерческого сектора: гуманитарная акция католической церкви «Папа для Украины» (Ватикан), проект бесплатных онлайн-курсов Prometheus, представительство организации Stabilization Support Services (Канада), Совет по делам беженцев (Дания), международная организация Save The Children, Международная организация по миграции (Германия), организация «Человек в беде» (Чехия), Программа развития ООН, Представительство Европейского союза в Киеве, международная организация MercyCorps, Международный конкурс инвестиционных проектов по продвижению украинского бизнеса на рынок ЕС через Польшу и другие.
Основной объект внимания этих и подобных им структур – переселенцы из зоны военных действий в Донбассе. Тех, кто пройдут отбор, бесплатно обучают умению получать гранты, основам ведения бизнеса, бесплатно помогают разрабатывать бизнес-планы в разных видах деятельности, предоставляют консультации по юридическим аспектам предпринимательства, выдают гранты для ведения бизнеса с нуля или восстановления того, что было утеряно в ходе войны в Донбассе. Один охваченный такими программами человек обходится недорого (в среднем 500-1000 долларов). Кроме того, на платной основе в группы обучения и получения грантов могут попасть все желающие жители тех территорий юго-востока Украины, где работают эти НКО.
Важную символическую роль при отборе людей для включения в такие программы играет 2014 год (год переворота): претендент должен предъявить официальный документ, выданный органами власти Украины, с пропиской до 2014 года; официальный документ о регистрации бизнеса (если таковой имелся) до 2014 года, официальный документ миграционной службы Украины, если человек стал «внутренне перемещённым» и вынужденно переменил место жительства.
И последнее: на жителей Донецкой и Луганской народных республик (на языке минских соглашений – «отдельных районов» Донецкой и Луганской областей) деятельность упомянутых фондов, организаций и программ не распространяется. Помощь им не предоставляется. На этом рубеже – по границам ДНР/ЛНР – «благотворительность» заканчивается. Потому что здесь в представлении западных «благотворителей» заканчивается Украина.