Первый день весны жители Украины встречают без экономики Донбасса, но с подорожанием электроэнергии более чем на 25%, с шатким курсом доллара, готового вырасти до 30 украинских гривен, и снижением реальной зарплаты. Премьер-министр Гройсман привычно списывает все экономические провалы Украины на Россию. «Россия против Украины ведет войну. И эта война идет по двум фронтам. Первый фронт – это военная агрессия, которая у нас на востоке страны. Но россияне точно знают, что они не могут победить украинское войско и украинский народ. Поэтому у них есть еще несколько фронтов. Вспомните, как все начиналось. Агрессия военная, экономическая. Для украинских товаров закрыли все российские рынки. Даже для тех украинских товаров, которые направляются в третьи страны по территории России, перекрыли транзит. И вот такая комбинированная агрессия потом получила определение «гибридная агрессия». Задание России сейчас – уничтожить Украину как государство. И социально, и экономически, подорвать возможности для развития», – громко плачет Гройсман.
«Суммарные последствия блокады для Украины, для украинской промышленности – 3,5 миллиарда долларов по году.
Нужно понимать, что в прошлом году украинский горно-металлургический комплекс снизил валютные поступления, но все равно давал 6,5 миллиарда долларов. Можете представить, это половина валютных поступлений. Потеря до 75 тысяч рабочих мест, недополучение поступлений в бюджет порядка четырех миллиардов гривен, снижение железнодорожных перевозок и так далее. Речь идет о катастрофических последствиях для экономики Украины» – это прогноз президента объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александра Каленкова.
В свою очередь «штаб блокады», подвергшийся нападению «неизвестных» на «редуты» в Артёмовске (Бахмут) и на станции Кривой Торец, обвинил в «организации провокации» руководство Донецкой полиции и МВД. Дескать, деблокираторы действовали по сценарию, к местам стычек заранее были направлены пожарные машины и автомобили скорой помощи, а атаковавшие блокаду «титушки» имели военную выправку, действовали координированно и «не скрывали своих отношений с работниками местной полиции». Потери «ветеранов войны за независимость», осуществляющих блокаду Донбасса, – ножевое ранение, перелом ноги и черепно-мозговая травма. Все живы. Через некоторое время руководство Донецкой полиции сообщило, что 37 нападающих на «редуты» задержаны. «Блокираторы» же объявили, что атака была направлена на то, чтобы вынудить их применить боевое оружие «для защиты», что послужило бы поводом для разгона блокады.
Видео стычки свидетельствует о том, что оружие таки было применено (стреляли в воздух и пугали нападающих бензопилой), но полиция осталась к «сражению» равнодушной. Министр Аваков не прислал в Кривой Торец спецназ для деблокирования железной дороги. Но «блокираторы» всё равно винят главу МВД – дескать, он ждёт дополнительных полномочий, чтобы разогнать организаторов блокады, а полицейские уже били «ветеранов» в начале февраля.
Аваков за полчаса до полуночи по киевскому времени выступил в Facebook с длинной речью, в которой снова говорил о необходимости «критического импорта», обеспечивающего «металлургию и энергетику», раздавал поручения Гройсману и Антитеррористическому центру (АТЦ). И обещал не применять «вооруженный спецназ в такой ситуации, какая сложилась сегодня, против собственных граждан». «Большая просьба к блокирующем поезда, деблокадникам, контрблокадникам и просто аферистам - кончайте разыгрывать спектакли. Нанимать титушек и бойцов с обеих сторон. Применять оружие и бензопилы», – по-отечески мягко обращался министр к бандам «ветеранов» и противостоящим им «неизвестным». Было понятно, что МВД не собирается за полчаса до полуночи деблокировать транспортные магистрали Донбасса, этого не произошло и за предыдущие 19 дней блокады.
Часы дважды пробили полночь: в Донецке и Луганске – по московскому времени, в Кривом Торце и других расположениях «блокираторов» – по киевскому. Согласно ультиматуму ДНР и ЛНР на предприятиях с украинской юрисдикцией с 1 марта введено внешнее государственное управление. И хотя теперь республики и не собираются ничего отправлять на Украину, «блокираторы» не расходятся, а призывают сочувствующих «прибыть на помощь гарнизонам редутов, чтобы защитить мирных протестующих». Тех, которые с дубинами, бензопилой, ружьём и автоматами. Кроме живой силы просят и денежных вспоможений. Пытаются выжать из «блокады Донбасса» всё возможное и невозможное.
Несмотря на то, что весна приходит на Украину без хороших новостей во внутренней политике, остаётся надежда на политику внешнюю – Европарламент обещает проголосовать безвиз во вторую неделю марта. Или в третью. Пока только в комитете Европарламента по гражданским свободам, но тогда уж в апреле на пленарном заседании Европарламента судьба вожделенного безвиза решится точно. Может быть. А если это произойдёт, то к лету украинские безработные, полку которых прибудет, после того как на подконтрольной Киеву территории встанут заводы, встроенные в одну технологическую цепочку с предприятиями в ДНР и ЛНР, смогут без виз отдохнуть в Париже, Венеции, Ницце или в Монако.
Соб. корр. ФСК