В минувшее воскресенье, 5 марта, в ходе рабочего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран, был предпринят пробный запуск железной дороги, соединяющей приграничные населённые пункты Астара, расположенные на сопредельных территориях Азербайджана и Ирана. В церемонии участвовали главы исполнительных властей обоих городов, руководители пограничных застав.
Ещё в сентябре 2000 года Россия, Иран и Индия подписали в Санкт-Петербурге соглашение о создании международного транспортного коридора «Север – Юг». Пять лет спустя к соглашению присоединился Азербайджан.
Железная дорога между двумя приграничными городами (включая инфраструктуру смены колесных пар между 1520-мм и 1435-мм колеями) – необходимое звено, призванное сделать международный грузопассажирский транспортный коридор «Север-Юг» функциональной магистралью, которая свяжет Иран с железными дорогами Европы и рынками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одновременно Россия и Азербайджан получают доступ к портам Персидского залива. Первоначально по МТК «Север – Юг» планируется перевозить 6 млн. тонн грузов в год, а в последующие годы – до 15-20 млн. тонн в год по «меридиональному» маршруту от Бендер-Аббаса до Скандинавии.
Сроки ввода в действие объекта неоднократно сдвигались: в частности, говорилось о начале 2015 года; в общей сложности работы ведутся около 20 лет. В апреле прошлого года состоялась церемония закладки фундамента железнодорожного моста над рекой Астара. В середине января министр связи и информационных технологий ИРИ Махмуд Ваэзи, наконец, пообещал, что Иран свяжет свою железнодорожную сеть с Азербайджаном и далее с Россией уже в ближайшее время. Министр отметил, что после завершения строительства железной дороги стоимость перевозки из Ирана в страны Центральной Азии и Европы значительно снизится.
Источник: railwaygazette.com
Длительное время строительство участка длиной менее 9 километров тормозилось в силу ряда причин не только технических, но и геополитического свойства. Среди последних – нездоровый интерес некоторых внешнеполитических партнёров Азербайджана к его протяжённой границе с Ираном, опасения официального Баку насчёт «иранской экспансии» и т.п.
Обозначившийся антииранский крен в деятельности новой администрации США может осложнить диалог кавказских государств с Тегераном и ситуацию в перенасыщенном конфликтами регионе в целом. Так, в начале февраля вновь напомнила о себе созданная в 2006 году «Национальная организация сопротивления Азербайджана» (Azərbaycan Milli dirəniş Təşkilatı, ANRO), обратившаяся к Дональду Трампу с пространным пропагандистским воззванием. «Хотелось бы сообщить вам, что иранский режим занял наши исконные земли при помощи силы и жестокости, – говорится в письме. – Мы, жители Южного Азербайджана, заявляем, что Южный Азербайджан – это не Иран. Долгие годы мы проводим мирную борьбу за свободу и окончательное освобождение от господства и угнетения иранского режима. В связи с этим в последние десятилетия многие активисты Южного Азербайджана были вынуждены покинуть родные места и искать убежище в странах Европы и США… Мы твердо убеждены в том, что все необходимые условия для самоопределения азербайджанцев в Южном Азербайджане должны быть выполнены, и что самоопределение для нашего народа является законным правом».
В преддверии намеченных на май президентских выборов в Иране попытки искусственного обострения этнонациональных проблем в этой стране не исключены.
Источник: thegreatmiddleeast.com
В то же время работа «иранского» маршрута представляет значительный интерес для Баку, стремящегося закрепить за собой роль основного транспортного хаба на Южном Кавказе и развивать ненефтяной сектор. Во время встречи с Хасаном Роухани 5 марта в Тегеране азербайджанский лидер Ильхам Алиев подчеркнул, что для целей строительства железной дороги «были мобилизованы значительные финансовые ресурсы». По словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, посетившего накануне с визитом Москву, трёхсторонний формат Россия – Азербайджан – Иран уже работает, являясь фактором стабильности в регионе.
Не дожидаясь, пока начнёт действовать маршрут «Север – Юг», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» включилось в борьбу за транзит грузов, предложив перевозчикам временный маршрут. Была разработана схема, по которой грузы из Индии, Ирана и других стран следовали до иранского Решта по железной дороге, а оттуда переправлялись в Азербайджан автомобильным транспортом. В 2016 году этот временный маршрут доказал свою жизнеспособность, но и эффективность. Согласно утверждению проправительственного интернет-ресурса haqqin.az, тысячи тонн грузов были доставлены таким образом из Ирана в Россию. Кроме того, с вводом в действие данного маршрута Нахичеванская автономия Азербайджана, отделённая от основной территории страны Арменией и Нагорным Карабахом, получит с ней железнодорожное сообщение через иранскую территорию.
Строительство дороги на иранской территории
Перспективный железнодорожный путь окончательно заработает после завершения всех работ на иранской стороне (они выполнены примерно на 90 %). Общая протяженность железной дороги Казвин – Решт – Астара немногим больше 200 километров, она проходит по территории со сложным рельефом и включает несколько десятков тоннелей и мостов.
Участок железной дороги Казвин – Решт – Астара и его стыковка с железнодорожной сетью Ирана
Во время визита Алиева в Тегеран было подписано два меморандума о взаимопонимании в целях развития взаимного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег и для строительства железных дорог. Иранская сторона планирует построить в Астане грузовой терминал, инвестировав в проект около 60 млн. долл.
По материалам СМИ