Глобальный проект «Исламское государство» (ИГ, или ДАИШ) осуществляется не только на Ближнем Востоке, но и на Африканском континенте. На днях в Совете Безопасности ООН прошли слушания по результатам продолжительной (более недели) поездки членов Совбеза по ряду стран Африки: Чад, Нигерия, Нигер, Камерун. Официально целью поездки была оценка роли Совета Безопасности по поддержке государств региона в борьбе с террористическими организациями, прежде всего, аффилированными с ИГ.
Основными зонами действия ИГ в Африке являются Ливия, Нигерия и соседние с ней государства (те, которые посетила миссия СБ ООН), а также Сомали.
Главной цитаделью ИГ за пределами Ирака и Сирии одно время был город Сирт в Ливии. Численность группировки там оценивалась в 3000 боевиков. ИГ в Ливии имеет поддержку нескольких местных группировок: бывших членов группы «Ансар аш-Шариа», отдельных племенных групп и кланов, а также многочисленных сторонников М.Каддафи из племени каддафа. После того как ИГ из Сирта выбили, его боевики рассредоточились и передислоцировались в другие районы страны. Теракт в Бенгази 18 декабря 2016 г., а также вылазки боевиков ИГ с ливийской территории в Тунис и Египет показали, что эта террористическая организация сохраняет оперативные возможности. Есть опасения, что продолжающееся давление на ИГ в Ливии может привести к объединению её с филиалами «Аль-Каиды».
Увеличилось присутствие ИГ в странах Западной Африки. 30 октября 2016 года информационное агентство ИГ «Амак», сообщило, что одна из отколовшихся группировок «Аль-Мурабитун» во главе с Лехбиб Ульд Али присягнула на верность «Исламскому государству».
В Международном уголовном суде (МУС) утверждают, что расследуют преступления ИГ. Вот что заявила прокурор МУС Ф. Бенсуда на одном из последних заседаний Совета Безопасности во время отчёта о ходе расследований в Ливии: «Совет неоднократно осуждал преступления, предположительно совершенные ДАИШ, «Ансар аш-Шариа» и другими сторонами в конфликте в Ливии. Основной причиной гибели людей за отчетный период являются казни, в том числе совершаемые, по сообщениям, силами ДАИШ. Поступает все больше сообщений о массовых захоронениях. Поступают также многочисленные сообщения о гибели гражданских лиц от неизбирательных воздушных налетов, бомбардировок и обстрелов. Продолжаются похищения и незаконные задержания. Предполагается, что число внутренне перемещенных лиц в Ливии достигает порядка 350 000 человек». Однако скорость расследования в МУС говорит о том, что никакого реального следствия не ведётся. Сравним: дело против Муаммара Каддафи было сшито прокурором Бенсудой за несколько недель, а расследование деятельности ИГ длится уже шестой год…
В Нигерии террористическая группировка «Боко Харам» (БХ) присягнула на верность ИГ ещё в марте 2015 года. Сейчас БХ расколота на две группировки. Одну из них продолжает возглавлять Абубакар Мохаммед Шекау, другую - бывший пресс-секретарь БХ Абу Мусаб Аль Барнави.
В недавнем докладе Генерального секретаря ООН по вопросу о борьбе с террористическими организациями предлагаются, прежде всего, финансовые методы. По данным FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), БХ финансируется в основном за счёт вымогательств, краж, в том числе крупного рогатого скота, и похищений людей с целью получения выкупа. В настоящее время обе группировки БХ испытывают финансовые трудности и уже не в состоянии платить всем своим боевикам ежемесячную зарплату. В связи с этим участились случаи дезертирства.
Во время поездки членов Совета Безопасности в регион боевых действий БХ местные военные руководители отмечали, что за последний год удалось существенно подорвать военную мощь этой организации. Камерунский генералитет, например, утверждает, что в настоящее время военные операции БХ сведены к индивидуальным терактам суицидного профиля.
В то же время военные поражения БХ имеют и обратную сторону. Иностранные боевики-террористы, покидая Нигерию, по возвращении в свои страны представляют угрозу безопасности уже там, расползаясь на ещё большие территории. При этом, как говорится в аналитическом отчёте совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов ООН, 83% нападений террористов – это нападения одиночек, а организованные нападения составляют всего 17% (данная статистика относится к терактам, совершённым в Европе в 2004-2015 годах).
В Мали продолжают действовать группировки, связанные с «Аль-Каидой», совершающие нападения на силы безопасности и международные объекты с захватом оружия и военного имущества. АКИМ («Аль-Каида в исламском Магрибе»), группировки «Аль-Мурабитун», «Ансар ад-Дин» и Фронт освобождения Ке-Масины расширяют своё присутствие в центральных и южных районах Мали.
В целом позиции ИГ в Западной Африке и регионе Сахеля укрепляются. Об этом говорят нападения, происходящие в Буркина-Фасо и Нигере. Кроме того, имеются сведения об объединении АКИМ с «Боко Харам».
В Восточной Африке главной действующей силой террора является аффилированная с «Аль-Каидой» группировка «Аш-Шабааб», которая имеет за пределами контролируемой ею территории в Сомали ещё дополнительную вспомогательную сеть. При этом «Аш-Шабааб» ведёт ожесточённую борьбу со сторонниками ИГ, включая их физическое уничтожение. Правда, ликвидировать базу сторонников ИГ в Пунтленде – северной части Сомали, в своё время отделившейся от основной части страны явочным порядком, «Аш-Шабааб» не сумела. Более того, по информации, представляемой в Комитет СБ ООН по террористическим организациям, «Исламское государство» активизировало усилия теперь уже по вербовке боевиков самой «Аш-Шабааб», прежде всего командиров среднего звена и оперативных работников «Амният» (службы безопасности). Интерес к вступлению в ряды ИГ проявляют и рядовые боевики «Аш-Шабааб», движимые перспективой увеличения заработка. Сообщается, что в ИГ семейные боевики ежемесячно получают около 80 долларов США, несемейные - около 40 долларов. Это больше, чем в «Аш-Шабааб», где боевикам деньги выплачиваются по фиксированной ставке в размере около 30 долларов.
Число действующих в Сомали иностранных боевиков-террористов, не являющихся выходцами из Восточной Африки, сократилось из-за того, что «Аш-Шабааб» пытается зачистить свои ряды от выходцев из других регионов. Тем не менее поток боевиков, направляющихся в Сомали из сопредельных стран, не иссякает. Основными объектами нападений «Аш-Шабааб» вне территории Сомали остаются Кения и Уганда.
В целом на фоне существенного сокращения территорий, контролируемых «Исламским государством» в Ираке и особенно в Сирии, происходит укрепление позиций этой террористической группировки на Африканском континенте.