Центр изучения Востока (Ośrodek Studiów Wschodnich) в Варшаве, работающий при поддержке МИД и канцелярии президента Польши, подготовил и разослал по государственным учреждениям, в том числе в 16 воеводств, циркуляр «Семидесятая годовщина операции "Висла" – описание проблемы для Польши».
Это своего рода идеологическая инструкция, предписывающая отношение к такой болезненной теме польско-украинских отношений, как операция «Висла», и деятельности польских «кресовых» организаций, призывающих официальный Киев признать ответственность за резню поляков бандами ОУН-УПА.
«Восточными кресами» в Польше называют земли Западной Украины, Западной Белоруссии и юго-восточной Литвы, входившие некогда в состав Речи Посполитой. Только по официальным данным, сейчас там проживает около 800 тысяч этнических поляков, но раньше было гораздо больше.
“Восточные кресы” (оранжевым цветом)
В самой Польше живут сотни тысяч потомков «кресовян», бежавших с территории «восточных кресов» от террора ОУН-УПА во время печально знаменитой Волынской резни 1943 года. Их потомки объединены в общественные организации (Федерация «кресовых» организаций, фонд «Историческое наследие "кресов"» и др.) и весьма активны в общественном плане.
Их главное требование – призвать Киев к ответу за преступления ОУН-УПА, исходя из того, что для режима, установленного на Украине после переворота, идеология украинского национализма стала государственной. 14 октября, считающееся датой образования УПА – боевого крыла бандеровской ОУН, – официально празднуется сегодня как День защитника Украины.
В этом вопросе, однако, интересы «кресовян» и польских властей не сходятся, что хорошо видно на примере упомянутого выше циркуляра, где есть отдельная глава «Ожидание действий "кресовяцких" организаций». Известный в Польше борец за права "кресовян" ксендз Тадеуш Исакович-Залесский указывает на уничижительность выражения "кресовяцкие организации" (вместо общепринятого термина "кресовые"), недопустимую в официальном документе. Подобное словоупотребление есть свидетельство того, что в данном вопросе власти Польши держат сторону не собственных граждан, а необандеровского режима в Киеве.
Авторы циркуляра называют операцию «Висла», которую части Войска Польского и органы госбезопасности Польши начали 28 апреля 1947 года, «этнической чисткой», но большинство польских – и не только польских – историков это опровергают.
Целью операции была ликвидация на территории Польши остатков УПА и организационной сети ОУН (первые подразделения УПА, пришедшие из Галиции и Волыни, появились в юго-восточных районах Польши весной-летом 1944 года). В феврале 1947 года власти Польши объявили амнистию членам польского антикоммунистического подполья, но на членов банд УПА амнистия не распространялась – «в силу фашистского характера и преступных методов борьбы, основанных на гитлеровских образцах».
Одновременно с ликвидацией остатков банд проводилось принудительное переселение проживавших на юго-востоке Польши украинцев, которые, по данным польских спецслужб, составляли хозяйственную, мобилизационную и социальную базу ОУН-УПА; их переселяли в западные и северо-западные воеводства (земли, отошедшие после 1945 года к Польше от Германии).
За три месяца активной фазы операции «Висла» было переселено в общей сложности около 140 тысяч человек. В результате с террором националистических банд ОУН-УПА в Польше было покончено.
Майкл Лукас, выходец с Карпат и автор книги «Из Карпатских гор в Канаду» (Торонто, 1991 г.), описывает, как западноукраинцы оказывали помощь ОУН-УПА: «Банды скрывались в укрытиях и землянках, у них были еда и припасы, которые не появлялись из воздуха и не росли на деревьях, их им кто-то поставлял». Он же приводит данные польского министерства внутренних дел, из которых следует, что 98% переселенцев остались жить в Польше на новых местах. Тем не менее Союз украинцев в Польше упорно именует это «геноцидом украинцев».
Инструкция, выданная польским государственным учреждениям таким официозом, как Центр изучения Востока, – это попытка одновременно приглушить требования «кресовян» и погасить волну, которую к 70-летию операции «Висла» (официально отмечается 28 апреля) подняли на Украине.
Глава Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович добивается, чтобы и Украина, и Польша на официальном уровне признали ликвидацию банд УПА в ходе операции «Висла» «одним из самых масштабных преступлений коммунистического тоталитарного режима».
О Вятровиче, которого перевели заведовать «национальной памятью» из СБУ, известно, что он занимается «подчисткой» исторического прошлого Украины. Историки на Западе - Джон Пол Химка, Джаред МакБрайд, Джеффри Бёрдс – не раз обвиняли этого эсбэушника в манипуляции историческими фактами. Сейчас он выражает сожаление, что «попытки оправдать» такое «преступление коммунизма», как операция «Висла», «озвучиваются некоторыми политическими кругами в Польше». «В этом, очевидно, заинтересовано руководство России», - поделился своим открытием Вятрович, выступая 20 апреля на круглом столе в агентстве Укринформ. Манипулятор, очевидно, полагает, что таким умозаключением он придал своей очередной манипуляции убойную силу.
Официальной Варшаве тоже непросто: и от понятных всем полякам требований «кресовян» не отмахнуться, и с Киевом, поместившим Бандеру в пантеон героев, хочется не рассориться.