Проблема реализации значительного потенциала сотрудничества Австрии и России в области экономики и инвестиций (газовая энергетика, трансконтинентальные транспортные коммуникации, высокотехнологичный сегмент машиностроения) выходит на первый план не только для деловых людей, но и для политиков.
Проблему, собственно, создают антироссийские санкции Евросоюза. В Вене признают и политическую неэффективность санкций, и наносимый ими экономический вред. Однако попытка связать гипотетическое «смягчение» (?) антироссийских санкций с «новыми способами давления на президента Владимира Путина» (?) в деле выполнения Минских соглашений, какую предпринял в феврале канцлер Австрии Кристиан Керн (Социал-демократическая партия), заводит решение проблемы в тупик. В Москве неоднократно подчёркивали, что Россия не является стороной Минских соглашений. Что касается попыток давления на Кремль, то они могут привести только к обратному результату.
Между тем в Австрии набирает влияние политическая сила, представители которой отделяют «мух» от «котлет». Это Австрийская партия свободы (АПС), имеющая сегодня 38 из 183 мест в Национальном совете (парламенте). По количеству депутатских мест АПС уступает только партиям правящей коалиции – Социал-демократической и Народной (соответственно 52 и 51 депутат).
В апреле прошлого года австрийские парламентарии от Партии свободы Аксель Кассегер и Барбара Розенкранц были в числе немногих европейских политиков, которые, вопреки сопротивлению Киева, приняли участие в Ялтинском международном экономическом форуме в Крыму. «Необходимо восстановить утраченное доверие, и я хочу принимать в этом более активное участие – такова одна из причин моей поездки в Ялту», – заявил тогда Аксель Кассегер.
19 декабря 2016 года делегация АПС во главе с председателем партии Хайнцем-Христианом Штрахе подписала в Москве соглашение с партией «Единая Россия» о взаимодействии и сотрудничестве по обмену опытом между Россией и Австрией в области экономики, торговли и инвестиций. «Партия свободы, в будущем, возможно, правящая партия Австрии, безусловно, должна прикладывать усилия к поддержанию добрых отношений с Россией. Заключенное соглашение направлено на укрепление связей, что в перспективе благоприятно отразится на экономике Австрии», – подчеркнул один из ведущих политиков АПС, кандидат в президенты Австрии 2016 года Норберт Хофер, приветствуя подписанное в Москве межпартийное соглашение. Напомним, что в Австрии около 50 тысяч рабочих мест зависят от состояния экономических связей с Россией.
2 апреля 2017 года делегация АПС из Линца приняла участие в Международном форуме «Сотрудничество вместо конфронтации: к прекращению антироссийских санкций», проходившем в немецком Фрайберге (федеральная земля Саксония) по инициативе партии «Альтернатива для Германии».
Ещё одна партия парламентской оппозиции – зелёные (24 места в Национальном совете) – относится к отмене санкций и, соответственно, к расширению экономических связей Австрии с Россией откровенно отрицательно. Недавно по инициативе депутата зелёных Тани Виндбюхлер-Сушил председателю Национального совета был даже направлен запрос, в котором требовалось ответить, не нарушают ли проходившие в феврале в Москве переговоры вице-канцлера Райнхольда Миттерленера (Народная партия) санкционного режима.
Следующие парламентские выборы в Австрии намечены на октябрь 2018 года (не исключён, впрочем, их перенос на более раннее время), и подготовка к выборам уже идёт. По последним опросам, за АПС готовы проголосовать 32% избирателей, за социал-демократов - 30%, за народников – 21%. В опросе, однако, содержится уточняющий момент: если бы Народную партию возглавил нынешний министр иностранных дел Себастьян Курц, это обеспечило бы ей перевес над всеми соперниками: 34% против 25% и 24% соответственно у Партии свободы и социал-демократов.
Преимуществом АПС является сильное руководство. В мае 2016 года заместитель председателя партии Норберт Хофер не стал президентом Австрии лишь из-за грубой подтасовки результатов голосования. Превращение АПС из маргинальной в одну из ведущих национальных партий – прямая заслуга председателя партии Хайнца-Христиана Штрахе. На съезде АПС в марте сего года он был переизбран на пост председателя голосами 99% делегатов; съезд утвердил его также во главе партийного списка на предстоящих парламентских выборах.
Отдавая себе отчёт в остроте предстоящей борьбы, Штрахе ставит задачу разрушить традиционный «чёрно-красный» дуэт, при котором обновление государственной политики невозможно в силу того, что правительство формируют то социал-демократы с народниками, то народники с социал-демократами.
Победить на выборах 2018 года – дело очень трудное. Штрахе говорит, что для этого его партии понадобится «чудо». Однако даже если в следующем году АПС и не выйдет по числу голосов избирателей на первое место, увеличение её представительства в парламенте повлияет на правительственную повестку. Такое влияние Партия свободы оказывает уже сейчас.
Это видно по тому, с какой активностью политики из обеих партий правительственной коалиции заимствуют тезисы АПС в миграционном вопросе. И здесь таится главная интрига австрийской политики. Себастьяну Курцу ставят, например, в заслугу закрытие «балканского маршрута» для беженцев; Курц также прозондировал идею создать лагеря для беженцев за пределами ЕС, в Грузии (в Тбилиси его предложение вызвало переполох); выступил австрийский министр иностранных дел и за прекращение переговоров с Турцией о её вступлении в Евросоюз. Все эти инициативы в той или иной мере следуют в русле идеологии, разработанной Австрийской партией свободы, однако для самой АПС это создаёт дополнительные трудности – у неё отбирают часть голосов избирателей. Вот почему Штрахе называет Курца «чемпионом по копированию».
Тезисы Партии свободы (её относят к ультраправым) настолько распространились, что присваивают их теперь не только правые народники, но и левые социал-демократы: канцлер Кристиан Керн, например, озабоченный тем, как вернуть часть социал-демократического электората, отошедшую к АПС, выступил в январе с чем-то вроде публичного покаяния: «Не вы оставили наш путь, это мы [социал-демократы. – Н.М.] с него сошли... мы игнорировали неудобную правду», – сказал он. В своей «покаянной» речи канцлер даже объявил о готовности пойти на конфликт с Брюсселем по вопросам миграционной политики.
Что касается АПС, то в условиях обострившейся политической конкуренции ей, действительно, непросто выделить генеральное направление партийной программы, которое позволило бы партии сохранить узнаваемое лицо и не дать «капитализировать» свой успех партиям-оппонентам.
И всё же чудо, о котором говорит Х.-Х. Штрахе, возможно – когда в него верят и его готовят.