Дональд Трамп уволил директора Федерального бюро расследований (ФБР) Джеймса Коми. В коротком уведомлении президента США об отставке руководителя федеральной правоохранительной структуры указано, что это решение принято им по рекомендации заместителя генерального прокурора Рода Розенстина и генерального прокурора Джеффа Сешнса. Трамп согласился с ними в том, что Коми «не может эффективно руководить бюро» и ФБР необходим новый глава, который «восстановит доверие населения».
The New York Post иронизирует над подобным разъяснением, считая указанную генпрокурором официальную причину увольнения директора ФБР «потрясающе неправдоподобной». Издание высказывает сомнения в обоснованности обвинений Рода Розенстина по поводу того, что Джеймс Коми злоупотребил полномочиями, самостоятельно объявив о закрытии дела против Хиллари Клинтон о несанкционированном использовании частного сервера электронной почты. Претензии Минюста к нарушению директором ФБР процессуальных норм при принятии решения о прекращении этого расследования также отнесены в разряд несущественных. По мнению газеты, Коми был уволен совершенно по другим причинам, связанным с проводимым ФБР расследованием связей окружения Трампа с Россией. Эту версию предпочитают поддерживать многие американские СМИ.
The Boston Globe, к примеру, рассматривает увольнение Коми как «вопиющую попытку сорвать расследование». Газета призывает сенат заменить Коми на «надёжного» человека, который продолжит расследование вопреки давлению Белого дома. Американская система сдержек и противовесов, пишет The Boston Globe, требует от законодательной ветви поддержать агентов ФБР в этом расследовании «не за закрытыми дверями, а на виду у общественности».
Тон обвинениям в адрес президента США в связи с его решением отправить Коми в отставку задают демократы. Адам Шифф, представляющий Демократическую партию в комитете по разведке палаты представителей, заявил, что «решение президента, чьи соратники находятся под следствием ФБР за сговор с Россией» является доказательством вмешательства Белого дома в «уголовное дело». Старший демократ из комитета судей палаты представителей, конгрессмен Джон Коньерс сравнил увольнение Коми с Уотергейтом, сказав, что такие действия «пахнут сокрытием» и, по-видимому, являются частью продолжающихся усилий Трампа помешать расследованию его «российских связей», а также вмешательству Москвы в американские выборы.
Правда, проигравшая Хиллари Клинтон симпатий к уволенному директору ФБР не испытывает. В недавнем интервью CNN она заявила: «Я была на пути к победе, когда письмо Джеймса Коми и российский WikiLeaks... спугнули последних голосующих». The American Thinker наоборот полагает, что директор ФБР слишком мягко обошёлся с Клинтон. «На самом деле место Клинтон в тюрьме - за ее незаконный частный сервер, который скомпрометировал всю коммуникационную систему Госдепартамента, открыв её для проникновения любой иностранной разведки. Она что, действительно, думает, что Коми должен был продолжать покрывать её?» - вопрошает The American Thinker.
The Washington Post также обращает внимание на отсутствие у Белого дома ясных объяснений о причинах увольнения Коми. Газета недоумевает по поводу молчания пресс-секретаря президента Шона Спайсера, ограничившегося коротким интервью для Fox Business вечером во вторник, а затем «исчезнувшего в тени за высокой изгородью», и высказывает предположение, что окружению Трампа в скором времени всё же придется разъяснить истинные причины отставки главы ФБР, ибо критика этого решения президента нарастает не только со стороны демократов, но и в среде республиканцев. Соратники президента по партии не в состоянии понять, как Трамп, ранее одобрявший инициированное Джеймсом Кони расследование с частным почтовым ящиком Хиллари Клинтон, так резко, без согласования с республиканцами в конгрессе, смог принять решение об увольнении Коми.
Так или иначе, внезапная отставка директора ФБР и поднятый вокруг этого шум – ещё один признак того, что с приходом новой администрации американскую политическую систему начало лихорадить.
Соб. корр. ФСК