Встреча президента Трампа с папой римским носила символический характер. И хотя длилась встреча всего 30 минут, она должна была подтвердить единство стратегических целей Вашингтона и Ватикана, их согласие в ключевых вопросах мировой политики.
Если в строящемся новом мировом порядке Вашингтон «отвечает» за финансово-экономическую и военно-политическую глобализацию, то Ватикан выполняет духовную миссию – не только даёт религиозное обоснование нового порядка, но и пытается создать «универсальную» синкретическую религию. Ярким выражением таких попыток стало выступление папы Франциска в январе 2016 г., когда он уравнял все религии, заявив, что в любой из них люди ищут и встречают Бога по-разному и в этом разнообразии религий «есть только одна определённость, верная для всех, - мы все дети Бога».
Главным фактором объединения «детей Бога», как любит повторять понтифик, является решение глобальных проблем человечества. Постоянный представитель Ватикана в ООН архиепископ Мернардито Ауса, выступая 1 марта 2017 г., назвал деятельность папы «духовной и пастырской дипломатией» и выделил в папской дипломатии шесть направлений: достижение мира в районах военных конфликтов, которые понтифик называет «третьей мировой войной», а также защита христиан и других религиозно-этнических меньшинств на Ближнем Востоке и в других районах мира; разоружение, уничтожение ядерного оружия; разрешение кризиса с беженцами и мигрантами; борьба против торговли людьми и других форм рабства, против коррупции, несправедливости; помощь тем, кто пребывает в крайней бедности; защита и утверждение достоинства личности и семьи.
Однако венцом «пастырской дипломатии» папы, выражающей претензии Ватикана на глобальное духовное лидерство, стала его экологическая энциклика 2015 года «Laudato si’», в которой понтифик изложил программу жизни человечества в новых условиях. При этом римский первосвященник перешёл на язык, далёкий от христианского миропонимания. Выделив в качестве главного заботу о матери-Земле как «нашем общем доме», папа Франциск призвал к «экологическому обращению» и к новой универсальной солидарности – ко всеобщему диалогу ради достижения «интегральной экологии», «универсального братства», «одного мира и одного проекта», к выработке «новых убеждений и нового стиля жизни».
Эти амбиции папства, простирающиеся не только на мир религии, но на всю жизнь человечества, хорошо выразил бывший глава пресс-службы Ватикана Пьетро Ломбарди, заявивший в одном из своих интервью: «Мне кажется, что растёт влияние папы как учителя человечества, Церкви и человечества, в глобальной перспективе… Он присутствует на глобальном горизонте и пользуется сегодня авторитетом в рассмотрении вопросов человечества и Церкви… Человечество смотрит на папу Франциска как на человека, который помогает ему сориентироваться, получить рекомендации в ситуации, которая является очень сложной. То есть это лидер, внушающий доверие, надёжный учитель… думающий о пути человечества в завтрашний день».
По названным глобальным проблемам и провели свои 30-минутные «сердечные переговоры» президент Трамп и папа Франциск, продемонстрировав стремление к достижению мира посредством политических переговоров и межрелигиозного диалога, с особым вниманием к ситуации на Ближнем Востоке и к защите христианских общин.
В кратком коммюнике Ватикана выражены «удовлетворение добрыми отношениями» с Соединёнными Штатами, а также «приверженность миру, религиозной свободе и свободе совести». Понтифик передал Трампу текст своей экологической энциклики, которую президент пообещал прочитать. Ещё Трамп пообещал не забыть то, что папа ему сказал.
Встреча в Ватикане приоткрыла распределение основных ролевых функций в строительстве нового мирового порядка. Если принять, что президент США Дональд Трамп воплощает курс на консолидацию крупных финансов и инновационного бизнеса в целях осуществления так называемой четвёртой промышленной революции, то папа римский Франциск обеспечивает социальную поддержку этому курсу, убаюкивая беднеющее человечество речами об «интегральной экологии» и «универсальном братстве», беря на себя «заботу» не только о голодающих и страждущих, но и о гонимых (мигрантах и беженцах), о безработных (в первую очередь молодёжи), о всех меньшинствах (этнических, сексуальных и прочих).
Можно ещё отметить, что, говоря о сотрудничестве Ватикана и Вашингтона, стороны выделили такие области, как здравоохранение и образование, в которых особую роль в Соединённых Штатах играют католические ордена – Орден иезуитов и Мальтийский орден; не надо забывать также, что основная масса католических организаций на выборах президента США в прошлом году поддержала Трампа.
Наконец, отметили журналисты и присутствие на встрече в Ватикане Джареда Кушнера, зятя и старшего советника президента, ортодоксального иудея («серого кардинала»?), сопровождающего Дональда Трампа в его зарубежном турне. Выбор первых этапов маршрута поездки американского президента (Саудовская Аравия, Израиль, Ватикан) призван создавать демонстрационный эффект – символизировать, так сказать, единение иудаизма, ислама и католицизма в рамках «одного мира и одного проекта». А если учесть, что папа римский рассматривает иудеев как «старших братьев», то присутствие Кушнера при свидании папы и президента, возможно, служит указанием на то, кто в действительности обеспечивает духовное лидерство «в глобальной перспективе».
Фото: Business Insider