Еретиков, сомневающихся в истинности догмы о триединстве рынка, демократии и «альтернативной энергетики», всегда было достаточно. Да и как не сомневаться, если оценки негативных последствий экономической деятельности человека перекошены? Например, борьба с уменьшением выбросов в атмосферу углекислого газа возведена в ранг глобальной проблемы, закреплена в решениях ООН и ряда международных соглашений, хотя влияние этих выбросов на «глобальное потепление» и сам факт такого потепления очевидны не для всех.
В то же время последствия загрязнения окружающей среды индустриальными выбросами в почву и воду мировую общественность интересуют почему-то гораздо меньше. Между тем исчезновение лесов, появление пустынь, сокращение ресурсов питьевой воды и ухудшение качества пищи грозят куда более скорым наступлением мировых катастроф, чем дискутируемое повышение температуры на планете.
О том, насколько всё серьёзно, свидетельствует волна негативной реакции в мире на заявление Дональда Трампа о выходе США из Парижского соглашения по климату, подписанному в 2015 году. Метеорологическая организация ООН тут же подсчитала, что выход США из соглашения добавит к увеличению температуры на Земле 0,3 градуса к концу XXI века. Поди проверь!
Так или иначе, борьба с «глобальным потеплением» возведена сегодня в ранг универсальной религии, центром которой следует признать Европу, а точнее Германию. Для немцев вопрос об экологии особенно важен. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. бундестаг по инициативе зелёных принял решение о закрытии всех 36 АЭС и постепенном переходе к 2022 году к возобновляемым источникам электроэнергии (солнце, ветер) с доведением их доли в энергобалансе Германии до 30 %. Депутатов не смутило даже то, что убыток от закрытия каждого энергоблока АЭС составляет 1 млрд. евро.
Экологическая политика в Германии приобрела сакральное значение, и посягательство на неё рассматривается как подрыв общественных устоев. Поэтому после 1 июня президент США Дональд Трамп превратился для немецких (и некоторых других европейских) политиков в отщепенца. На фоне приближения федеральных выборов в Германии конкурирующие партии уже начинают упражняться в изобретении «оружия возмездия» Соединённым Штатам. Так, кандидат на пост канцлера от СДПГ Мартин Шульц предложил подумать об ограничениях на ввоз из США товаров, «которые производятся не по нашим стандартам и поэтому дешевле».
Однако как бы ни суетился Шульц, его главная соперница Меркель превращается в недосягаемого лидера предвыборной гонки. Выпады против Трампа после саммита на Сицилии только повысили её рейтинг. По данным опубликованного на днях «Политбарометра» центрального немецкого телевидения, ХДС/ХСС лидирует с 39 % голосов, тогда как популярность социал-демократов у избирателей снизилась до 25 %.
Меркель уже ощутила попутный ветер в своих парусах, и её риторика становится всё более уверенной. «США, – говорит она, – не остановят нас в защите климата. Мы нуждаемся в Парижском соглашении, чтобы продолжить наше созидание». 7-8 июля Меркель будет хозяйкой саммита G-20 в Гамбурге и, по мнению газеты Tagesspiegel, возьмёт на себя организацию группового выступления против Белого дома. Её план состоит в создании «коалиции добровольцев, идущих своим путём». Не только немцы, но и другие европейцы опасаются, что лозунг Трампа «Сначала Америка» может превратиться в лозунг «Только Америка».
Три ведущие страны Европы – Германия, Франция и Италия – совместно отвергли предложение Трампа начать новые переговоры о соглашении по климату. Они считают, что любая попытка принудить их к переменам обернётся им в ущерб. «Никаких шагов назад не будет», – заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
По мнению большинства аналитиков, после выхода США из Парижского соглашения никаких тектонических сдвигов в глобальной экологической повестке не произойдёт. «Aмериканцы не нуждаются в Вашингтоне, чтобы выполнять свои обязательства по соглашению, и американцы не намерены позволять Вашингтону мешать им в этой работе, – заметил после встречи с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, яростным защитником Парижского соглашения, специальный представитель США при ООН по вопросам изменения климата Майкл Блумберг. – Я хочу заявить миру, что США продолжат выполнять свои обязательства». Уже на следующий день после того, как было объявлено решение Трампа о выходе США из Парижского соглашения, 19 американских штатов заявили о несогласии с ним; видимо, их число будет увеличиваться.
Так или иначе, климатическая интрига завертелась, в мире поднялся невообразимый гвалт. Возникает подозрение, что американский президент сознательно выстрелил из пушки по воробьям, чтобы взлетели вороны.
Трамп говорит о важности сохранения существующих и создания новых рабочих мест для американцев, а его оппоненты в Европе настаивают на «ответственности за будущее планеты». Причём Парижское соглашение – пока всего лишь бумага, и спор о его судьбе напоминает средневековые дебаты на тему о том, держится ли Земля на трёх китах или на трёх слонах и черепахе. Тогда сшибка умов тоже была нешуточной, но потом оказалось, что истина лежит совсем в другом месте.