В Германии четырёхсерийный документальный фильм знаменитого американского режиссёра Оливера Стоуна «Путин» имели возможность посмотреть 4,9 миллиона телезрителей частного канала Sky. Общественно-правовые каналы ARD и ZDF (в Германии нет официальных государственных телеканалов), претендующие на обеспечение населения достоверной общественно-политической информацией, не сочли возможным выделить эфирное время для демонстрации этого фильма. Зато некоторые крупнейшие СМИ поспешили навязать немецким зрителям, не увидевшим фильм, свой взгляд:
- Мачо Путин хвастается в своих интервью, - пишет Bild, самая многотиражная газета Германии.
- Неубедительная смесь демонизации и преклонения, - поджимает губы респектабельная Frankfurter Allgemeine Zeitung.
- Неизвестное по ту сторону клише? Как бы не так, - невразумительно цедит Tagesspiegel.
Zeit, рупор немецких интеллектуалов, оказалась одним из немногих немецких изданий, поместивших о фильме статью за подписью Адама Собожинского. Что может сказать рецензент-поляк о президенте России? И как, если даже предвзятому рецензенту сложно отрицать обаяние героя фильма Стоуна? Остаётся одно – выстроить особую «логику»: «Режиссеру удалось показать Путина настолько симпатичным, вдумчивым, весёлым, приятным и харизматичным, – пишет Собожинский, – что ему можно было бы простить даже нападение на Польшу».
Нелепо, но – увы! – давно знакомо. Ещё в конце XIX века русский беллетрист и историк литературы П.Н. Полевой с горечью писал, что в Европе о нас «лгут и клевещут сознательно, в угоду европейскому общественному мнению, потому что так принято говорить о России, и говорить иначе неприлично и странно …. Даже и общечеловеческая мораль, на основании которой клевета и ложь считаются предосудительными и позорящими имя человека, оказываются тоже не применимыми в данном случае, потому что по отношению к России в Европе и до сегодня допускается всякая ложь и поощряется всякая клевета» (1).
Прошло больше века – и что же? Пётр Николаевич Полевой писал, что в Европе ещё недавно распространялись самые дикие басни о казаках, которые во время войны пожирают в неприятельской стране детей и жарят их на своих пиках, а что теперь пишут о советских солдатах, освобождавших Европу от коричневой чумы? Мы привели цитаты из рецензии Полевого на монографию немецкого профессора, посвящённую истории России – страны, в представлении немца, варварской, дикой, а потому и «самый народ русский не заслуживает даже симпатий со стороны других наций, и более тесное сближение России с западноевропейским культурным миром и не желательно, и едва ли осуществимо». Так писал учёный немец в труде, претендовавшем на научность. Какой уж спрос с польского журналиста Адама Собожинского? Он свободен в своих мнениях, только… почему-то других мнений в свободных немецких СМИ не найти.
Общую тенденцию верно подметила левая Junge Welt: СМИ стремятся приглушить интерес к фильму, обходя его молчанием. Почти нет и отрицательных рецензий: сложно предъявить что-то всемирно известному режиссёру, обладателю трёх «Оскаров», кроме того, чтобы записать Оливера Стоуна (с оттенком изумления и осуждения!) в число…«понимающих Путина».
Однако заговор молчания, устроенный крупными средствами массовой информации, не удержал немцев от просмотра фильма. Бесхитростные отклики простых зрителей на интернет-форумах заслуживают не меньшего внимания, чем статьи пристяжных немецких борзописцев:
«Оливер Стоун – без сомнения ДОКУМЕНТАЛИСТ нашей эпохи. К сожалению, многие из его значительных фильмов по возможности замалчиваются и не доходят до широкой аудитории, например The untold history of the United States или Ukraine on fire. Так же будет и с 4 часами интервью Путина», – читаем на форуме Die Welt.
И ответ на этот пост:
«Ukraine on fire был запрещен в Германии. Как тут говорить о свободе слова и демократии? Очень хороший фильм, в котором объясняется, что там происходит… и как до такого дошло».
Или вот такие зрительские замечания:
«Путин таков, каков он есть, я думаю, СМИ должны прекратить именовать «понимающим Путина» всякого, кто выступает за разумные отношения с нашим соседом… Каждый раз, когда я смотрю интервью с ним, у меня возникает впечатление, что это – единственный президент, который вообще знает, что он делает, почему делает и ради чего делает».
Это говорит другая Германия. Она существует, и она смотрит на интервью Оливера Стоуна с Владимиром Путиным другими глазами. Увы, скоро выражение и такого рода суждений станет в Германии актом гражданского мужества: бундестаг одобрил закон, позволяющий снять последние ограничения со слежки в Интернете.
(1) Русский немец о русской истории П.Н. Полевого. Исторический вестник, 1898. Т. LXXI. С. 265-274.