Молдавия не будет выдавать бывшего президента Приднестровья Евгения Шевчука. Об этом заявил вице-премьер по вопросам реинтеграции Молдавии Георге Бэлан. И назвал причину: отсутствие соглашения об экстрадиции между Молдовой и Приднестровской Молдавской Республикой».
«Между МВД Молдовы и профильным ведомством в Приднестровье во время правления президента Владимира Воронина было соглашение, но оно аннулировано. Если у Евгения Шевчука нет проблем с органами правопорядка правобережья, то он может сколько угодно находиться на территории Молдавии», – сообщил прессе молдавский чиновник. А из Генеральной прокуратуры Молдовы последовало заявление о том, что «дело Шевчука» будет рассматриваться наравне с другими делами молдавских граждан (бывший президент ПМР успел пожаловаться на угрозу его жизни и здоровью якобы от чёрных джипов, принадлежащих сотрудникам службы безопасности приднестровского холдинга «Шериф», с которым у Шевчука давние счёты).
В Приднестровье тем временем звучат другие заявления. Председатель следственного комитета ПМР Вячеслав Брынзарь допускает возможность заочного вынесения приговора Шевчуку, но надеется на возвращение бывшего главы непризнанной республики и сотрудничество со следствием. Это похоже на попытку сделать хорошую мину при плохой игре: ясно, что беглый президент Приднестровья возвращаться не собирается, более того, сбежал он не куда-нибудь, а в Кишинёв. Явно с расчётом на то, что ему будет что рассказать в Молдове о руководстве ПМР. Для молдавского правительства Шевчук – весьма ценный кадр, владеющий информацией, которая поможет Кишинёву в информационной войне и с Приднестровьем, и с Россией. Да и деятельность самого Шевчука в ПМР позволит рассказать множество увлекательных историй о приднестровской власти.
Известно, что 28 июня бывший глава ПМР был лишён неприкосновенности. По словам прокурора Приднестровья Анатолия Гурецкого, Шевчук является фигурантом пяти уголовных дел. Его обвиняют в незаконном выводе свыше 82 миллионов приднестровских рублей (около 8 миллионов долларов) из стабилизационного фонда, получении взяток за незаконную реализацию продукции госпредприятия «Биохим», организации контрабандного ввоза в республику элитного алкоголя, незаконном урезании зарплат в бюджетной сфере и пенсий на 30%, помилованиях в обмен на лжесвидетельства против политических оппонентов Шевчука (того самого холдинга «Шериф», начальник службы безопасности которого – Вадим Красносельский – в 2016 году победил на президентских выборах; в 2012 году Евгений Шевчук, заняв президентское кресло в Тирасполе, отправил в отставку Красносельского с поста министра внутренних дел ПМР).
Шевчук не стал дожидаться заседания парламента, на котором с него сняли неприкосновенность, – в ночь на 28 июня он тайно покинул республику. По сообщению спикера Верховного совета ПМР, бывший президент «ночью пересёк реку Днестр на плавсредстве и удалился с территории Приднестровской Молдавской Республики».
Сам Шевчук заявил: власти Приднестровья преследуют его по политическим мотивам. По его словам, на лодке он через Днестр не переправлялся, в Молдову уехал на такси из Дубоссар – якобы для того, чтобы проверить поступившую к нему информацию о том, что его устранение «заказала» служба безопасности «Шерифа». Выглядит это оправдание слабо, если учесть, что бегство Шевчука состоялось как раз накануне утраты неприкосновенности и предъявления обвинений в хищении государственных средств в особо крупных размерах.
Бывший президент уже из Молдавии предъявляемых ему обвинений не признал и заявил, что «беспредел, который развернули в Приднестровье, необходимо политическими методами устранять». Видимо, Шевчук ищет способы остаться в политике, которой он занимался 16 лет, но теперь уже из Кишинёва, подрывая в глазах жителей Приднестровья доверие к действующей власти и провоцируя протесты. По этой причине правительство Молдовы и не заинтересовано выдавать Шевчука ПМР. Как говорил персонаж одного известного фильма, «это наша корова, и мы её доим».
Бывший руководитель Приднестровья готов, засучив рукава, бороться со своими политическими врагами в лице действующего главы непризнанного государства и стоящего за ним холдинга «Шериф». Кишинёву это только на руку. Причём и правительству (где хотят возвратить ПМР в Молдову на своих условиях), и президенту (который стремится к воссоединению Приднестровья с Молдовой через федерализацию). Впрочем, действующий президент РМ считает, что «впервые за последние 7-8 лет нам удалось добиться единой позиции по Приднестровью президента, спикера парламента и премьер-министра».
Соб. корр. ФСК