Президент Польши Анджей Дуда в своей речи по случаю траурных мероприятий в память о жертвах еврейского погрома в Кельце в 1946 году исказил картину событий: «Польские власти того времени, а также милиция и служба безопасности повели себя чудовищно. Это милиция и армия первыми открыли огонь… Нет никакого оправдания этому антисемитскому преступлению».
Погром евреев в Кельце начался с протеста поляков после появления слухов об убийстве евреями польского мальчика. Слух оказался ложным, но было поздно. Толпы разъяренных поляков с криками «Завершим работу Гитлера!» принялась громить еврейские дома и убивать их хозяев.
Войско Польское и милиция пытались навести порядок, в том числе открывая огонь на поражение. Именно это А. Дуда называет «первыми открыли огонь». В погромах участвовали некоторые польские солдаты и милиционеры, поддавшись общему антисемитскому угару. Сегодняшние польские СМИ называют это соучастием Войска Польского в погроме в Кельце.
На самом деле погромщиков завели бывшие партизаны-антикоммунисты из Армии Крайовой и других антисоветских организаций, не смирившиеся с появлением Польской Народной Республики. В современной Польше их считают героями и потому все их преступления вешают на других, как в случае с погромом в Кельце.
По итогам расследования за участие в погроме и убийствах евреев, в том числе детей и женщин, несколько человек были приговорены к расстрелу, ещё больше – к длительным срокам тюремного заключения. Власти социалистической Польши сделали все, чтобы убийцы не ушли от наказания. Например, первый президент ПНР Болеслав Берут, имя которого в сегодняшней Польше подвергается оскорблениям, отказался помиловать осуждённых.
Антисемитские настроения в Польше были всегда сильны. Убийства евреев на национальной почве происходили регулярно. До погрома в Кельце произошли ещё два погрома – в Едвабне в 1941 году, где поляки убивали евреев под надзором гитлеровцев, и в Кракове в 1945 году.
Сейчас А. Дуда пытается отыграть историю назад и сделать вид, будто польские шовинисты из Армии Крайовой к погромам не причастны.
Соб. корр. ФСК