15 июля в Багдаде и ряде других городов Ирака состоялись военные парады и другие торжественные мероприятия, посвящённые «историческому событию – полному и окончательному освобождению Мосула от запрещённого в России «ИГ».
В столице, на величественной площади Торжеств, сооружённой по указанию Саддама Хусейна с двумя огромными пересечёнными мечами (в честь другого исторического события – «победы над Ираном в 1988 году»), в парадном строю прошли подразделения иракской армии, МВД и шиитского «народного ополчения». На трейлерах провезли танки «Абрамс» М1А1, самоходные гаубицы М-109, в небе пролетело звено истребителей F-16IQ и вертолёты. Если судить по кадрам информационных агентств, другого оружия в Ираке и не осталось. В связи с этим обращают на себя внимание синхронно появившиеся в ряде СМИ сообщения о якобы заключённой сделке по закупке Ираком в России 73 танков Т-90С.
О том, что Т-90 хорошо показал себя в Сирии, известно – легко найти фото и видеоматериалы, где эта машина после прямого попадания в башню противотанковой ракеты лишь сдаёт назад и своим ходом идёт в ремонтную мастерскую, чтобы восстановить некоторые навесные элементы, что делается в полевых условиях в кратчайшие сроки. Лучшей рекламы боевой машине не придумать, особенно на фоне детонации боекомплекта при подобных поражениях танков Т-72 (производства 70-х годов) или уничтожения широко разрекламированных «Абрамсов» выстрелом из РПГ-7.
Настораживает, однако, что в Москве до сих пор не подтвердили заключение контракта, а потому упомянутые сообщения могут оказаться информационными вбросами или, говоря иначе, не соответствующими действительности.
То, что Багдад и Москва сотрудничают в военно-технической сфере, – не секрет. С 2012 года по настоящее время Ирак получил 17 штурмовиков Су-25, 28 вертолётов Ми-35М, 15 вертолётов Ми-28НЭ «Ночной охотник», 48 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», 12 тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепёк», а также некоторое количество танков Т-72Б, инженерной техники, ПЗРК «Игла-С», различные боеприпасы и стрелковое вооружение, включая современные комплексы для снайперов.
Однако к попыткам РФ восстановить ВТС с Ираком не остались безучастными Соединённые Штаты. В 2012 году не без американской помощи был инициирован «коррупционный скандал» в связи с заключённым контрактом на закупку российских вооружений на сумму 4,2 млрд долларов. Последовали громкие заявления тогдашнего премьера Нури аль-Малики, была создана парламентская комиссия по расследованию и поднят большой шум в СМИ. Итогов расследования никто не видел, хотя в соцсетях упоминается, что из 16 высших и старших офицеров ВС Ирака во главе с исполняющим обязанности министра обороны Саадуном ад-Дулейми, которые вели переговоры в Москве, на сегодняшний день свои посты сохранили лишь пять. Американцы использовали все имеющиеся возможности, чтобы сорвать продолжавшиеся несколько лет переговоры о приобретении Ираком истребителей МиГ-29, систем ПВО С-300 и другой боевой техники и вооружения.
Неудивительно, что в ряде иракских СМИ в связи с сообщениями о приобретении Т-90С вспоминают недавние слова главы Пентагона Джеймса Мэттиса по поводу планов Турции купить российскую зенитную систему С-400. Генерал заявил, что возможная сделка является «суверенным решением Анкары», однако подчеркнул, что непонятно, как Турция собирается обеспечить совместимость российских комплексов с техникой НАТО. «Они никогда не будут совместимы», – сказал глава Пентагона.
Бывший морпех Мэттис с присущей ему прямотой ясно дал понять, что США не намерены ни с кем делиться и никому уступать. Ему вторит командующий «многонациональными силами по борьбе с ИГ» генерал-лейтенант Стивен Таунсенд, который на днях заявил на брифинге в Пентагоне, что войска коалиции, участвующие в операции в Ираке, останутся там и после победы над террористической группировкой «Исламское государство»: «их численность будет сокращена, и они будут заниматься подготовкой и обучением иракских войск. То, что будет происходить после победы над ИГ, зависит не от присутствия войск коалиции, а от того, удастся ли достичь национального примирения в Ираке», отметил генерал.
В Ираке американцы уже используют шесть авиабаз (в том числе две в Курдистане), а также имеют центр спецназа ВМС в порту Умм-Каср и крупный учебный центр на базе Таджи под Багдадом. Аналогично действуют американцы и в соседней Сирии, где ускоренными темпами идёт сооружение уже третьей военно-воздушной базы в 40 км к западу от г. Хасаки (Сирийский Курдистан). Ранее вооружённые силы США начали использовать аэродромы Кобани и Румайлана. ЦРУ и ВС США располагают также базами на границе Сирии с Иорданией и в самом Хашимитском королевстве («Марка» и другие).
Возвращаясь к теме освобождения Мосула, заметим, что, по оценкам ООН, на восстановление города потребуется не менее миллиарда долларов. Губернатор южной иракской провинции Зи-Кар Яхья ан-Насери уже выступил с заявлением, в котором выразил надежду, что международное сообщество найдёт возможность не только оказать поддержку восстановлению Мосула, но и содействовать развитию южных районов Ирака, поскольку в течение ряда лет федеральный центр исправно забирал у этих районов почти все доходы от добываемой там нефти, но при этом отказывал им в субсидиях, аргументируя отказ большими расходами на борьбу с ИГ.
В то время, когда в Багдаде отмечали победу над ИГ и освобождение Мосула, стало известно, что «Исламское государство» объявило город Тель-Афар своей новой штаб-квартирой в Ираке. Согласно заявлению этой группировки, «все органы управления начали работу через местные структуры», не забыв при этом предупредить, что тех, кто не подчинится издаваемым законам и распоряжениям, ждёт суровое наказание. Можно не сомневаться, что парад в Багдаде 15 июля 2017 года – не последний. Однако путь к каждому следующему параду будет устлан десятками тысяч новых жертв.
Внешний вид освобождённого Мосула
Фото: EBL News, thestar.com и др.