Два года тому назад Евросоюз принял решение о распределении беженцев по странам Евросоюза по квотам. Пресловутые квоты должны были облегчить положение Греции и Италии как стран, которые первыми на территории ЕС принимают мигрантов и, в соответствии с Дублинской конвенцией, несут ответственность за рассмотрение вопроса о предоставлении им статуса беженцев.
В первом полугодии 2017 г. больше всего беженцев прибыло в Италию: согласно данным ООН, по состоянию на середину июля страна приняла 93,4 тысячи мигрантов, на 7,3 тысячи больше, чем за аналогичный период 2016 г. Эта цифра красноречиво свидетельствует о том, что конец миграционного кризиса пока не просматривается, а предлагаемая формула «миграционный кризис 2015-2016 гг.» обманчива и сеет иллюзии. Ей могут поверить только те, кого обманывать не трудно или кто сам обманываться рад.
Не секрет, что Дублинская конвенция перестала работать ещё в 2015 году. Итальянские и греческие пограничники вместо того, чтобы, как следует по положению, регистрировать прибывающих и брать у них отпечатки пальцев, отпускали на все четыре стороны тех, кто изъявлял намерение перебираться сразу в Германию или в Швецию. Шенгенские правила обеспечивают такую возможность.
Так что на самом деле идея с квотами – это не благое проявление солидарности европейских стран по преодолению миграционного кризиса, а плохо завуалированная попытка Германии переложить проблемы, во многом спровоцированные канцлером Ангелой Меркель, на своих соседей. Любопытно, что при этом Швеция, Великобритания и Дания были от квот освобождены.
Год назад Жан-Клод Юнкер великодушно заявил, что солидарность нельзя навязывать, ибо она должна идти от чистого сердца. Вспомнить о «чистом сердце» главу Еврокомиссии заставила сама жизнь.
Начнём с того, что сами беженцы не стали сидеть сложа руки, а взяли ноги в руки ноги и начали попросту «сваливать» оттуда, куда их распределили, если место им не приходилось по вкусу. Известно, например, что в Латвии из направленных туда по воле Еврокомиссии 23 мигрантов осталось только двое.
Однако главная проблема – в явной нехватке той самой солидарности. Кризис вообще плохое время для её укрепления: вспомним финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., бюджетный кризис еврозоны или более давнюю историю с энергетическим кризисом начала 70-х годов ХХ века. То же происходит и сегодня. С самого начала было ясно, что восточноевропейские страны, у которых есть к Брюсселю свои счёты, не намерены прогибаться под давлением сверху. Решение о квотах было принято 22 сентября 2015 г. квалифицированным большинством, вопреки возражениям четырёх восточноевропейских стран – Венгрии, Словакии, Румынии и Чехии. В связи с наложенным на них – против их воли – обязательством две первые из названных стран подали иск в Европейский суд, позже поддержанный и Польшей.
За истекшее время Венгрия, Польша и Австрия до сих пор так и не приняли у себя ни одного мигранта по квотам Брюсселя, очевидно, наспех состряпанным в Берлине. Словения и Австрия в соответствии с Дублинской конвенцией хотели бы выслать в Хорватию прибывших мигрантов – понятно, вопреки их желанию и желанию Хорватии. В целом предполагалось до осени 2017 года «распределить» 160 тысяч человек, но через год реально «распределили» лишь 5,3 тысячи (меньше 4% того количества, которое было намечено к «распределению»).
Оказалось, что европейские элиты сплотил не миграционный кризис, а страх перед антисистемными политическими партиями и движениями, бросившими «традиционным» европейским элитам вызов, такими как итальянская Лига Севера, Австрийская партия свободы, датская Народная партия, «Альтернатива для Германии», «Истинные финны». В соответствии с «политкорректным» каноном, их называют популистами.
«Перед лицом успехов правопопулистских партий никто не хочет сделать или сказать что-то, что может быть понято как приглашение новых беженцев», – цитирует швейцарская Neue Züricher Zeitung анонимного европейского дипломата. Верхушку структур ЕС в Брюсселе не устраивает и позиция тех европейских лидеров, кто не склонен безропотно следовать указаниям Еврокомиссии. Об этом вновь говорит заявление Ива Бо, генерального адвоката Европейского суда (не путать с Европейским судом по правам человека). Это высокопоставленный юрист, чьё мнение обычно воспроизводят судьи высшей судебной инстанции Евросоюза.
26 июля Ив Бо публично рекомендовал отклонить иски Венгрии и Словакии. Ожидается, что именно таким будет и решение Европейского суда по данному вопросу, которое должно быть оглашено в сентябре.
Трудно избавиться от впечатления, что в данном случае Венгрии и Словакии придётся иметь дело не с судебным, а с политическим решением. Слишком уж такое решение на руку Ангеле Меркель, которая как раз в сентябре рассчитывает триумфально победить на выборах в бундестаг. Известие о признании недействительным решения о квотах, инициированного самой госпожой бундесканцлерин, было бы Ангеле Меркель абсолютно некстати.