28 июля в Вашингтоне объявили, что президент Трамп готов подписать закон о новых антироссийских санкциях, практически единодушно принятый нижней и верхней палатами Конгресса США. В Европе по этому поводу началось волнение: санкции ущемляют интересы западных компаний, сотрудничающих в области энергетики с Россией. Если санкции остановят подготовку к реализации проекта газопровода «Северный поток-2», это нанесёт серьезный ущерб интересам ряду европейских участников проекта.
Наряду с шумом по поводу экономических последствий санкций в Европе задумываются и о другом, более важном: куда может привести Америку охвативший её правящие круги психоз? Не станут ли бредовые идеи сенатора Джона Маккейна манифестом новой американской внешней политики? Ведь сенатор заявляет, что Россия не только нападает на американскую демократию, но и практикует разбой во всём мире; мол, катастрофа неизбежна, если Америка не начнёт ответное наступление на империю зла. Передовым отрядом наступающих войск станут американские танкеры со сжиженным природным газом (СПГ) для Европы. Почти как помощь по лендлизу союзникам, оказавшимся в беде. Правда, за очень хорошие деньги.
Какие выверты подарит миру больное сознание окопавшихся в конгрессе политиков? Ведь ответные меры России их не отрезвили. Что с того, что американскому посольству придётся вернуть домой не 35 дипломатов, как это сделала Россия, а целых 745? Ответный удар был нанесен в первую очередь по резидентуре ЦРУ, которая разрослась в Москве до невероятных размеров. Придётся многим из сотрудников этого агентства паковать свои вещи, а тут ещё русские запретили американцам не только пользование домом отдыха в Серебряном бору, но и закрыли посольские склады. Сокращение шпионского персонала заставит остановить работу большой части подслушивающих эфир и контролирующих социальные сети мощностей. Их можно было бы хранить на складе до лучших времён, но теперь придется вывозить шпионское барахло на родину.
Европейцы смотрят на перспективы с тревогой. Десятилетия строительства добрососедских отношений с евроазиатской державой, располагающей стратегическими запасами полезных ископаемых и пресной воды, пойдут насмарку. Убытки европейских корпораций резко возрастут.
И вот парадокс! Будто в штаб-квартире ЕС сидели малые дети, не знавшие, что все эти экономические санкции не вписываются в международный правопорядок и являются самопальным изобретением американских «стратегов». Что основой для коллективных мер против конкретного государства должно быть решение Совета Безопасности ООН, а механизмы экономических мер давно прописаны в уставе Всемирной торговой организации. Однако европейцы присоединялись к незаконным санкциям США и при этом пытались предъявить миру некую «новую мораль» в решении международных проблем. Мол, коли международное право не соответствует нашим интересам, мы будем действовать по своему усмотрению. Одним из первых шагов на этом пути стала коллективная агрессия против Югославии в 1999 году, успешно завершившаяся для НАТО. Эта война стала порогом западной политики. После того как порог перешли, пренебрежение международным правом вошло для Запада в норму. В этом русле и осуществляются все экономические санкции против РФ.
Американский дредноут начал крутой манёвр в международных водах, расталкивая и давя прилипшие к его бортам союзные суда. Новый президент США не знает, что такое интересы союзников. Его клич прост, как рёв носорога: «Америка прежде всего». И даже удивительно слышать слова координатора по вопросам трансатлантических отношений в правительстве Германии Юргена Хардта: «Экстерриториальные последствия таких санкций, по нашему мнению, противоречат международному праву. Мы не потерпим, чтобы США оказывали воздействие на энергетическую политику Европы таким образом».
Оказывается, международное право всё же существует, хотя для признания этого нужно, чтобы кому-то крепко наступили на хвост. В Берлине, видно, забыли, что ЕС долгое время поддерживал подлые газовые войны Украины против России, да и сегодня продолжает играть с ней в «реверс» из Венгрии и Словакии, лишь бы ударить по позициям Газпрома. При этом до сих пор продолжается стрекот в западных СМИ о притеснениях Украины российским газовым концерном. Не приведёт ли теперь новая реальность к переоценке европейцами собственных игр в экономике?
Ведь наряду с возникшими страхами у европейского бизнеса появляется и стремление заплатить США той же монетой. Министр экономики Германии Бригитта Циприс заявила, что немецкому бизнесу грозит большой ущерб и предупредила об опасности торговой войны между США и Европой. «Имеется, – говорит она, – вероятность ответных санкций, которые предусмотрены ВТО». Евросоюз настроен на ответные меры. Министр иностранных дел Зигмар Габриэль заявляет, что американские сенаторы зашли слишком далеко. «Это может повредить обеспечению Европы энергоносителями. Каждому должно быть ясно, – говорит Габриэль, – что обеспечение Европы энергоносителями – это дело самой Европы, а не Соединённых Штатов. В этом свете нужно рассматривать и дискуссию о «Северном потоке-2» . Америка так же, как связанные с ней Польша и Балтийские республики, не имеет никакого права на блокаду российско-европейских энергетических проектов, в том числе газопроводов».
О том же говорит и Восточный комитет Германской экономики: «Последнее дело – прибегать к ответным мерам, но и отказываться от такой возможности нельзя», – заявляет исполнительный директор комитета Михаэль Хармс.
СМИ обращают внимание на то, что по данному поводу пока не высказалась Ангела Меркель. Вообще-то, у неё ещё есть время – Дональд Трамп пока не подписал принятый законопроект о санкциях и можно выжидать. Однако заявить позицию всё же придётся, что станет для «мамочки» тяжёлым испытанием: ведь нет среди ведущих германских политиков более верного, чем она, атлантиста, рассчитывающего, что с Вашингтоном можно найти взаимопонимание.
Только вот со взаимопониманием наметились серьёзные трудности, а народ требует от Меркель продолжения «пивной речи». В том выступлении в мюнхенской пивной после майской G-7 с участием Трампа она заявила, что «теперь Германии придётся опираться на собственные силы». Тогда это были всего лишь слова, хотя и знаменательные. Теперь придётся переходить к конкретной политике. На кону большие деньги.