6 сентября в Корабельном районе Николаева радикальные националисты из «Свободы» и нацистской организации «Сокіл» под руководством местечкового капиталиста напали на верующих Украинской православной церкви, – те пришли защитить свой строящийся храм от погрома.
«Патриоты» в балаклавах с топорами и молотами ворвались на территорию строительства. С ругательствами и воплями «Гэть московского попа!» бандиты принялись крушить опалубку фундамента. Им пытались помешать верующие православной общины строящегося Свято-Богоявленского Храма, в основном, пожилые женщины. Они были избиты здоровыми лбами (ныне на Украине их принято называть «активистами»), которые действовали, по их словам, «именем народа».
Но за «патриотической» борьбой с «московскими попами» в лице николаевских верующих стоял, как выяснилось, банальный интерес к земельному участку, на котором возводился храм. Кукловодом погрома оказался местный «бизнесюк» Геннадий Гончаровский, который давно положил глаз на эту территорию, а теперь, с появлением на Украине ударной силы в образе «активистов», вознамерился её просто отобрать бандитскими методами в духе лихих 90-х.
«Есть такой Гончаровский, у которого на углу рядом с нашим участком собственный ларёк, и он не доволен тем, что там будет построен храм», – рассказал руководитель пресс-службы епархии протоиерей Виктор Обезюк. Священник также добавил, что это уже не первое нападение на религиозную общину: «В ночь на 26 августа этого года строящийся деревянный храм был сожжён. Сразу после начала строительства радикалы били рабочих, ломали оборудование, засыпали рвы под фундамент».
Хотя правоохранительные органы формально ведут следствие по факту поджога, но дело, скорей всего, закроют. Начальник местной полиции в частной беседе с настоятелем храма признал, что против «свободовцев» и прочих «патриотов» полицейские бессильны и дал совет верующим – самим решать вопрос. Да и во время погрома и нападения на бабушек, полиция была не слишком активна, хотя и задержала нескольких «активистов», но только после того, как они размяли кулаки на верующих.
На официальном сайте УПЦ опубликовано заявление по ситуации, сложившейся вокруг строительства храма Богоявления: «6 сентября на месте строительства Свято-Богоявленского храма Украинской Православной Церкви в Корабельном районе города Николаева был совершён ряд противозаконных действий, от которых пострадали граждане Украины, состоящие в религиозной общине.
…Община прихода готовит обращения в правоохранительные органы по поводу нарушений закона. Также мы собираемся, с Божьей помощью, делать всё возможное для продолжения строительства, молимся за людей, которые препятствуют нам, и просим всех верных Православной Церкви о молитве, за всех, кто связан с этой ситуацией…»
Очень символично, что на следующий день после погрома строящегося храма Пётр Порошенко во время ежегодного послания Верховной раде заявил, что он лично написал письмо Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине. «Украина имеет право на поместную церковь. И мы должны это право защитить», – подчеркнул глава украинского государства. Прозвучало это воинственно и неоднозначно: во-первых, президент говорил не от имени украинцев, исповедующих православие, во-вторых, «защитниками веры» сегодня выступают национал-бандиты.
Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов прокомментировал президентское обращение к Варфоломею Первому: «Заявление Порошенко о создании «поместной украинской церкви» преследует цель уничтожения Православия. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) ближайшей своей целью ставит создание Украинской Поместной Церкви Киевского Патриархата, находящейся в юрисдикции Ватикана. В Киевский Патриархат, по мысли идеологов этого проекта, должны войти и православные христиане, и раскольнические группировки, и УГКЦ.
Так называемый Киевский патриархат заключил летом 2017 года с «Правым сектором» (запрещённая в РФ организация – ред.) официальное соглашение о сотрудничестве. Война между расколами в Малороссии является политическим фактом – «Киевский патриархат» пытается поглотить УПЦ Московского патриархата. Это приведёт к катастрофе Православия на Украине, и не только на Украине».
В ответ на заявление Порошенко зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил, что вопросы церковного устройства решаются самой церковью и не относятся к сфере проявления «политической воли» руководителей государств. «Странно, что, несмотря на декларации о «европейском выборе», руководители Украины считают, что вопросы церковного устройства относятся к сфере, где они должны проявить «политическую волю». В действительности такие вопросы решаются самой Церковью исходя из её духовных нужд, а отнюдь не политических интересов той или иной партии», – считает Балашов.
А иерей Геннадий Шкиль уверен, что Пётр Алексеевич обратился не по адресу со своим письмом. «Неужели он не понимает, что обращаться нужно не к Варфоломею, а к Святейшему Патриарху Кириллу? Этот вопрос может решать только Архиерейский Собор РПЦ! Пётр Алексеевич! О какой ЕДИНОЙ Церкви Вы говорите после вчерашнего погрома строительства храма в Николаеве? Наведите порядок в стране, обеспечьте равенство всех конфессий, гарантируйте права ВСЕХ граждан Украины в области свободы слова, которые Вы ОБЯЗАНЫ обеспечить, как гарант Конституции, и тогда подымайте вопрос о единой Церкви. Но обращайтесь не в Константинополь (это пустая трата времени, разве что - пиар), а к Святейшему Патриарху Кириллу, иначе ничего у Вас не получится», – написал украинский священник на своей странице в Facebook.
Но до обеспечения равенства всех конфессий ещё далеко.
Так, в городе Константиновка Донецкой области ещё в 2015 году «раскольники» при помощи вооружённых боевиков захватили храм в честь Сретения Господня.
16 мая 2016 года Хозяйственный суд Донецкой области в Харькове встал на сторону прихожан УПЦ. Но вскоре Высший хозяйственный суд в Киеве вернул дело обратно – рассматривать заново. За год дело снова прошло все инстанции, и каждый раз решения суда выносились в пользу Украинской Православной Церкви. Однако «киевский патриархат» продолжает удерживать здание церкви по сей день.
А в Ивано-Франковском окружном административном суде открыто производство по административному делу по иску религиозной общины Украинской Православной Церкви Благовещения Пресвятой Девы Марии города Коломыя. Прихожане собираются судиться с местной властью – мэром и начальником полиции: первый распорядился разделить часы богослужений между УПЦ и УГКЦ, а второй опечатал церковь и колокольню. Верующие проводят молитвенные стояния у опечатанного храма и требуют его вернуть общине.
Война за православные храмы на Украине продолжается и конца этой войне не видно. Теперь в неё включились не только местные чиновники и бизнесмены, но и лично президент Украины.
Соб. корр ФСК