Германия предпринимает шаги по расширению сотрудничества с Мьянмой, которую порой называют «задним двором» Китая.
Слабая мьянманская экономика держится на экспорте природных ресурсов и импорте высокотехнологичной продукции. Так, в 2015 г. Мьянма экспортировала газа на $4,5 млрд., драгоценных камней на $2,03 млрд., олова на $367 млн., изделий из жемчуга на $332 млн.
Главным экспортным направлением для Мьянмы остаётся соседний Китай ($5 млрд.), в то время как для Германии Мьянма – 29-я в списке по объёму инвестиций. В планах Пекина – реализация совместно с Мьянмой крупных проектов в энергетической сфере, и здесь китайская сторона встречает противодействие Германии.
В 2003 г. генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Ху Цзиньтао впервые публично заговорил о так называемой малаккской дилемме – зависимости Китая от поставок углеводородного сырья (около 80%) на одном направлении, через Малаккский пролив.
Малаккский пролив и маршруты поставок нефти в КНР
Пролив находится между Индонезией, Малайзией и Сингапуром, соединят Индийский и Тихий океаны, и в самом узком месте его ширина не превышает 2,5 км, что делает его легко уязвимым. Малаккский пролив прилегает к акватории Южно-Китайского моря, а кто контролирует Южно-Китайское море, тот контролирует морские пути из Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в Восточную Азию.
Чтобы избавиться от груза малаккской дилеммы и повысить безопасность импорта углеводородов, Китайская Народная Республика в 2013 году запустили через территорию Мьянмы газопровод пропускной способностью 12 млрд. куб. м в год, а в апреле 2017 года – нефтепровод пропускной способностью 12 млн. тонн. Два эти трубопровода позволяют Китаю получать нефть и газ из Африки и Ближнего Востока в обход Малакки и развязывают Пекину руки в области энергетической политики.
Соответственно, возросло значение для Пекина Бирманской дороги – маршрута длиной 1154 км, проходящего по крутым горам и соединяющего Мьянму с Китаем. В годы Второй мировой войны союзники использовали Бирманскую дорогу для снабжения китайцев оружием и продовольствием.
Берлин, действующий в том числе через ЕС, старается опередить Пекин, реализуя с мьянманской стороной ряд проектов в военной и гуманитарной сфере. В июне 2016 г. глава военного комитета Европейского союза генерал Михаил Костаракос побывал в Мьянме с официальным визитом для обсуждения перспектив военного сотрудничества.
В ноябре 2016 г. в Германию прибыл с ответным визитом командующий ВС Мьянмы Мин Аун Хланг. В ходе переговоров с генерал-инспектором бундесвера Фолькером Викером Мин Аун Хланг призвал Берлин вернуться к традициям сотрудничества времён холодной войны, когда Западная Германия выступала для Бирмы (прежнее название Мьянмы) главным поставщиком вооружения и технологий, преследуя цель предотвратить вовлечение бирманских властей в орбиту влияния коммунистического Китая.
Опасения Германии в отношении Китая связаны, прежде всего, с активизацией китайского капитала в Европе в рамках реализации инфраструктурного проекта «Новый шёлковый путь». В подготовке немецких проектов для Мьянмы участвуют экспертные группы от Христианско-демократического союза (ХДС), возглавляемого Ангелой Меркель, Христианско-социального союза в Баварии (ХСС), Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Свободной демократической партии Германии (СвДП), а также различные фонды и институты – Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Ханса Зайделя, Институт Гёте.
Бирманская дорога (Burma road)
В интересах Германии превратить малаккскую дилемму Китая в неразрешимую проблему, запереть поставки углеводородов Китаю в узком горлышке Малаккского пролива. Между Германией и Мьянмой достигнуты договорённости о стажировке сотрудников МИД Мьянмы в германских дипломатических учреждениях, обучении мьянманских офицеров в учебном центре бундесвера в Летцлингене, поставках немецкого стрелкового оружия (G3-Sturmgewehr) и военных технологий.
Роль Мьянмы на международной арене определяется и тем, что эта страна является членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках АСЕАН, в состав которой входят 10 азиатских государств, намечаются перспективы углубления экономического сотрудничества с Индией, Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией, Австралией. Пекин, развивая двусторонние связи с государствами-членами АСЕАН, стремится сформировать внутри этой организации негласную коалицию своих союзников. Германия со своей стороны, идя на сближение с Мьянмой, пытается нейтрализовать действия Китая и на этом направлении.