…В 1590 году – за несколько лет до заключения Брестской унии 1596 года – западнорусские епископы тайно поставили папу римского в известность о готовности признать его главой Церкви. О чём львовские православные братства не только известили своего предстоятеля патриарха Иеремию (грамота от 7 сентября 1592), но и указали, что видят причину криптокатолицизма иерархов в их духовно-нравственном падении.
Ситуация во многом повторилась спустя четыре столетия.
Диагноз
В конце 1990 года наследник Киевской митрополии Украинский экзархат получил самостоятельность в управлении и стал именоваться Украинской православной церковью. Это стало промежуточным итогом стремлений несостоявшегося предстоятеля РПЦ Филарета Денисенко к куколю, но никак не желанием мирян, монашествующих и духовенства. И благодаря возмущению мирян, руководимых возродившимися православными братствами, епископат УПЦ нашёл в себе смелость сместить Филарета.
Увы, новый предстоятель оказался единомышленником прежнего, только более рассудительным. Поэтому в первые годы правления митрополита Владимира Сабодана о его криптоавтокефализме догадывался только ближний круг общения.
Однако уже в мае 1995 года на Третьем съезде Союза православных братств Украины отмечалось: «В уставе об управлении УПЦ нет ни слова о том, что для Украинской православной церкви высшим каноническим органом является Архиерейский собор или Поместный собор Русской православной церкви, что патриарх Московской есть наш предстоятель. Ни в одном церковном учреждении УПЦ вы не увидите портрета патриарха, не услышите его приветственного послания в церквях».
В 2000 году предстоятель УПЦ митр. Владимир присвоил себе титул «отца» при поминании за богослужением. «Именование отцом (греч. “патрос”) прилично патриарху, но этот титул неуместен в применении к любому другому иерарху той же поместной церкви, – заметит позже глава Союза православных братств Украины Валентин Лукияник. – Поминание иерархов за богослужением имеет исключительно важный смысл для действительности таинств, и введение изменений в эту часть богослужения недопустимо без согласия с Церковным Преданием. Двум Патриархам какая-либо Церковь принадлежать не может, поэтому поминания двух «отцов» за богослужением быть не должно. Особенно, если второй Патриархом вовсе и не является. Такое серьезное отступление от литургического предания говорит о некотором завершении тайного процесса установлении автокефалии на Украине, и свидетельствует о применении тонких методов манипуляции сознанием, чтобы люди постепенно привыкли».
И всё же в те годы подобные факты перемежались с антиавтокефалистскими заявлениями владык на местах, с твёрдой позицией паладина церковного единства – главы пресс-службы УПЦ Василия Анисимова. И только когда к власти на Украине пришёл откровенный русофоб Ющенко, предстоятель УПЦ запустил давно заготовленную торпеду под это единство – в виде своего личного секретаря Олэксандра Драбынко. Ему была отдана на откуп вся информационная политика УПЦ – и в церковных СМИ всё чаще стали появляться публикации о возможности автокефалии, благах евроинтеграции и соответствующих ей «ценностях».
Драбынко с духовным чадом в «паломничестве»
В течение считаных лет были отправлены на покой или за штат архиереи – сторонники единства Русской церкви. Управление УПЦ перешло в руки Драбынко, вернее, его ставленников, потому как сам он (за восемь лет, к 36 годам, совершивший взлёт от диакона до митрополита!) ничем руководить полноценно не мог. Разве что наградным отделом УПЦ (наверное, самым доходным предприятием юного архиерея), а также финансовыми пирамидами, прикрывавшимися авторитетом церкви.
Секретари бывшего предстоятеля УПЦ Г. Ковалэнко и О. Драбынко в строгий пост
Те же монастыри, что не желали делиться поступлениями от благотворителей, подверглись форменному рэкету. К тому же Драбынко лично регулировал доступ к телу всё более немоществующего предстоятеля, что также не оставалось без благодарности тех, кто этот доступ получал. Ныне монах-аскет Олэксандр является одним из богатейших людей Украины, владельцем квартир и коттеджей, которым могут позавидовать даже такие отъявленные коррупционеры, как народные избранники Украины.
Чартерное «Третье небо»
Однако после информподготовки к автокефалии настороженные миряне уже не восприняли обращение синода УПЦ о «стремлении к поместности» просто как убаюкивающую власть мантру.
Православные братства выступили с заявлением от имени православной общественности: «В связи с решениями Св. Синода УПЦ от 22.11.2006 г. считаем нужным высказать следующее. Мы против автокефалии или автономии на Украине даже и на канонической основе, к ней вовсе не стремимся, а выступаем за сохранение единства с Московским Патриархатом при непременном возвращении УПЦ статуса Экзархата. На основании принципа Соборности Церкви, а также на основе братского единения восточнославянских народов считаем, что стремление Св. Синода УПЦ к автокефалии, выраженное в послании к властям и народу Украины от 22.11.2006 г., идет против воли Божией, т. е. является грехом – прп. Лаврентий Черниговский ясно об этом писал: «Нам, православным, ничего не надо, а только православной веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть».
… Можно уже сейчас назвать некоторые деяния Св. Синода УПЦ, которые, мягко говоря, являются провокационными и антиканоническими.
Не нужно забывать, что как Церковь без истинного архиерея не может существовать, так и архиерей, упорно и невзирая ни на что идущий вразрез с истиной, вопреки желанию церковного народа, ничего в Церкви не значит, и должен быть лишен своего звания хотя бы ради спасения души… Напоминаем вам о многочисленных случаях изгнания народом Божиим иерархов-еретиков и иерархов-раскольников со своих кафедр. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПОДТАЛКИВАЮТ НАРОД К НОВОМУ РАСКОЛУ И, ХУЖЕ ТОГО, К ВОЙНЕ… Мы – русские, украинцы, белорусы и остальные народы, живущие на территории бывшей Российской Империи, породнены как узами семейными, так и общей историей и культурой, а более всего – и Единой Русской Православной Церковью… Оттого-то так и ненавистна Православная Церковь творцам нынешней украинской политики… Они прилагают невероятные усилия для того, чтобы разрушить церковное единство. Здесь, впрочем, почти не требуется изобретать что-то новое – достаточно лишь изучить те наработки, которые издавна применял Ватикан в своей восточной политике. Не секрет, что политика Ватикана на Украине всегда ставила целью образование автокефалии с последующей унией».
В ответ братства были специальным определением синода обвинены в «политическом православии», а главу Союза православных братств отлучили от причастия.
С победой Евромайдана, казалось, все препятствия к триумфу «украинской автокефалии» сняты. Однако на место впавшего в кому митр. Владимира местоблюстителем был избран истинно верующий митрополит Онуфрий. С утверждением его предстоятелем «отлучение» Лукияника было отменено. Со всех руководящих должностей были сняты секретари митрополита Владимира Ковалэнко и Драбынко (они же – подельники в деле о «недостаче» миллионов на курируемом ими строительстве кафедрального собора, задуманного как самый крупный в мире). За Драбынко, правда, был оставлен единственный в Киеве украиноязычный приход, в котором теперь польские монашки рекламируют с амвона католическое радио.
Да и сам настоятель мало чем отличается от католика
Ковалэнко же основал благословлённую клиентом Госдепа патриархом Варфоломеем экуменическую конторку под названием «Открытый православный университет Софии-Премудрости». В качестве ректора этого «университета» (штат которого, похоже, состоит из самого «ректора» и приходящей уборщицы) он участвует в регулярных сборищах, устраиваемых униатами для продвижения давней униатской идеи «Киевской церкви» (крещение киевлян, мол, состоялось до т. н. Великого раскола, поэтому «киевская европейская церковная традиция» всегда отличалась от азиатской «московской», а сам Владимир является общим крестителем для униатов и православных).
Идея «Киевской церкви» была подхвачена штабом автокефалистов в составе главы ОВЦС УПЦ архимандрита-коррупционера Кырыла Говоруна, главы Информационно-просветительского синодального отдела протоиерея Гэоргия Ковалэнко и спичрайтера Драбынки протоиерея Андрия Дудчэнко, что в итоге вылилось в программный доклад Драбынко об эволюции «Киевской идеи» от великих киевских святителей (автора «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, яростных борцов с унией митрополитов Иова Борецкого и Сильвестра Косова) до… «украинского интегрального национализма». После чего в так называемой «Украинской духовной академии» стали регулярно служиться панихиды по униатам Бандере, Волошину, Шухевичу и прочей фашисткой нечисти, а на сайте заведения вывешиваться карикатуры на патриарха Кирилла и ценности русского мира.
О пользе самолечения
Недавно Андрий Дудчэнко устроил в униатском Украинском католическом университете во Львове презентацию своего «Молитвослова единства христиан», который, дескать, призван «оживить молитвенную жизнь, чтобы все читатели (не молитвенники, заметьте. – В.Б.) открывали для себя радость и глубину общения с Богом». Как пояснил автор-составитель, в предыдущие тысячелетия в молитвах преобладали темы покаяния и «самобичевания». Всё это, наряду с самоидентификацией «рабы Господни», создаёт, видите ли, «негативные ощущения». Ну а начинается молитвослов сей, естественно, с молитвы за «единство украинского православия». Для придания же этому сочинению присущей украинству некрофильской жизнерадостности к утверждённому ещё в XVII в. молитвенному правилу приданы молитвы «за Украину и украинский народ, во время нашествия врагов» и «о жертвах Голодомора».
Кстати, в тот самый год, когда автокефалистское лобби в УПЦ явило свою «Киевскую идею», оно же продавило через синод и определение голода 1932-1933 годов в СССР как «геноцида украинского народа». Тогда по инициативе главы Всеукраинского православного братства Александра Невского Юрия Егорова на предсоборном (перед выборами Патриарха Московского) съезде православной общественности Украины была принята следующая резолюция: «Православная общественность с крайним недоумением восприняла решения Синода с формулировкой «геноцид» по поводу голода 32-33 гг. Это заявление иначе, как политическим, назвать нельзя. Как известно, не на Украине, а в США начали активно разрабатывать тему голодомора-геноцида именно в целях политического давления на Россию еще в 80-х годах прошлого столетия. Непонятным для многих православных верующих являются формулировки решений Синода УПЦ по поводу наименования киевскими властями улицы, на которой находится Киево-Печерская Лавра в честь отлученного за тяжкие грехи от нашей Церкви гетмана И. Мазепы. Следует ли это понимать как поддержку политики государственных властей, направленной на прославление анафематствованного грешника?»
По поводу подготовки к Поместному собору в резолюции было сказано следующее: «Верующие даже не слышали, чтобы в их общинах выбирали делегатов на епархиальные собрания. Очевидно, что при этом нарушается принцип соборности – вопрос о выборе делегатов от мирян на Поместный Собор решается без участия самих мирян, келейно. Но без голоса представителей наиболее авторитетных Всеукраинских православных общественных организаций информация о церковной ситуации на Украине будет неполной, особенно в условиях усугубления нездоровых проавтокефальных тенденций. Среди этих тенденций следует отметить усиление влияния группы архиереев, которые выступают за автокефалию УПЦ. За последнее время она только повысила свой статус. Например, открытый сторонник автокефалии УПЦ владыка Софроний стал митрополитом. И происходит это на фоне отставки архиереев – убежденных сторонников единства РПЦ, которых в дееспособном возрасте отправили на покой. С другой стороны, попадают под осуждение Синода УПЦ наиболее активные сторонники единства РПЦ. Многие считают, что осудили братства за участие в Крестных ходах против втягивания Украины в чуждую и враждебную восточнославянским православным народам цивилизационную структуру Запада – НАТО, против которой, выступает подавляющее большинство народа Украины».
Отметим: в то же время открытая агитация за евроинтеграцию митрополитов Владимира Сабодана и Луки Ковалэнко в качестве «политического православия» Синодом УПЦ, разумеется, не нарекалась.
Сегодня жупел «политического православия» отправлен священноначалием УПЦ в чулан, но все его сотворители остаются в лоне канонической церкви, от её имени выступают на совместных с униатами и раскольниками-филарэтовцами конференциях (включающих совместные молебны), где доказывают «закостенелость» самого понятия каноничности.
В XVI-XVII вв. предшественники нынешних криптокатоликов – мздоимцев, пьяниц и любодеев – сами очистили от себя Церковь. В итоге Она, казалось бы, безнадёжно увядшая на юго-западе Руси, дала целый сонм малороссийских просветителей от Иова Борецкого и Петра Могилы до святителей Великороссии, о которых историк писал: «Какими чудными мужами Церкви, которые все возникли из пределов Малороссии, утешил Господь великую Россию! Филофей Лещинский и Иоанн Максимович – они оба на западе Сибири, епископ же Иннокентий на востоке в Иркутске… Святитель Димитрий в Ростове, местоблюститель Стефан в столице, ревностный защитник Православия и достоинства Иерархии, Лазарь и Феодосий в Чернигове, Варлаам в Киеве! Не часто повторяется столь утешительное явление в летописях церковных».
Не достаточно ли этого примера для прополки церковной нивы и в наше нелёгкое время?