Киев не выполнил целый ряд требований Европейского союза, срок выполнения которых истёк в середине ноября. Требования такие: «снятие запрета на экспорт леса-кругляка, запуск автоматической проверки е-деклараций, закон о кредитном реестре НБУ, проверка информации о бенефициарных владельцах компаний», напомнил Хьюг Мингарелли, посол ЕС на Украине, перед началом саммита «Восточного партнёрства» в Брюсселе.
«Два года назад меня проинформировали представители власти, что снятие запрета на лес будет очень скоро, но это должно произойти вместе с законом по эксплуатации лесов – чтобы вырубка деревьев не велась без высадки новых. Но они не смогли это сделать. И сегодня все в Украине против снятия запрета, потому что «европейцы хотят истощить украинский лес», а это совсем не так», – заявил европейский комиссар по политике соседства и переговорам по расширению Евросоюза Йоханнес Хан.
Хан ошибается: в Киеве против снятия запрета не потому, что переживают за лес. Причина проще: лес – это деньги. Неконтролируемая вырубка леса – неконтролируемые деньги. После победы революции «гидности» на Украине идёт массовая вырубка лесов, склоны Карпат уже превратились в степи. Карпатский лес в необработанном виде (лес-кругляк) идёт в Европу.
Сегодня стоимость 1 кубометра необработанной древесины около $90, обработанной – $950. Карпатские лесорубы за бесценок отдают то, за что могли бы получить в 10 раз больше, обработав лес на месте. Однако действует психология: лучше заработать пару тысяч «зелёных» сейчас, чем думать о завтрашнем дне.
А завтрашнее дно близко. Только за первое полугодие 2017 года в Карпатах было вырублено более 14 тысяч кубометров леса, сумма ущерба составила более 85 миллионов гривен (более $3 млн.). В прошлом году Карпаты обеднели почти на 45 тысяч кубометров леса, что составило 200 миллионов гривен ущерба (более $9 млн.).
Это официальные данные, на самом деле всё намного хуже – Карпаты на глазах «лысеют». Теперь здесь каждый год случаются наводнения, смывающие населённые пункты. Бичом региона стали оползни, разрушающие целые улицы. При этом украинской деревообрабатывающей промышленности остро не хватает сырья: никто не желает продавать за гривны то, что можно продать за евро. Весь этот налаженный бизнес по отправке леса-кругляка в Европу работает под солидной «крышей», которая и не даёт снять запрет на экспорт леса, ведь тогда вывозить лес придётся «по белому». Впрочем, вырубку лесов это не остановит, просто перераспределит финансовые потоки. Карпатам смертный приговор уже подписан.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры