Пётр Порошенко после провала миссии в Мюнхене торжественно подписал закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который коротко называют «законом о реинтеграции», «законом о деоккупации» или «законом войны».
«Этот закон существенно усиливает правовую базу использования Вооружённых сил Украины и других силовых подразделений для обороны нашего государства. Вместе с тем он устанавливает правила защиты прав и свобод гражданского населения», – заявил украинский президент. О защите «прав и свобод гражданского населения» соврал не краснея: в соответствии с «законом о деоккупации» военные как раз получают все возможности поражать в правах гражданское население, проводя без каких-либо санкций обыски, облавы, задержания. Даже применять оружие им теперь позволено.
Порошенко горит желанием до 1 апреля изменить формат силовой операции и назначить начальника Объединённого штаба. Теперь в Донбассе не антитеррористическая операция, а «меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии». Соответственно, Россия с даты опубликования подписанного президентом закона считается на Украине «оккупантом», а руководство мятежных республик ДНР и ЛНР – «оккупационными администрациями».
От начальника Генштаба Украины Виктора Муженко и министра обороны страны Степана Полторака глава украинского государства, получивший в результате принятия «деоккупационного» закона полномочия военного диктатора, потребовал также «стратегический замысел» действий ВСУ в Донбассе в формате «сдерживания и отпора…».
Фактически подпись Петра Порошенко под законопроектом означает, что официальный Киев на бумаге определил статус конфликта в Донбассе как межгосударственный и поставил крест на возможности прямого диалога с ДНР и ЛНР – теперь это «оккупанты». Видимо, такой же статус имеет и население республик, поскольку социальные поправки в законопроект «о деоккупации» Донбасса были Верховной радой проигнорированы за исключением признания документов ДНР и ЛНР о рождении и смерти и возможности бесплатно судиться с Россией в украинских судах. Всё остальное, включая пропуск гуманитарных грузов в республики, украинские депутаты решили отклонить, зато чиновникам ДНР и ЛНР, а также всем гражданам, которых Украина уличит в связи со структурами республик, грозит уголовное преследование и тюрьма.
«Подписанный украинским президентом закон о «реинтеграции», принятый с нарушением действующего законодательства Украины и международных конвенций, лишь запоздалый способ узаконить все то насилие, которое так смело применяется против жителей республик», – считает председатель Народного cовета ДНР Денис Пушилин. По его мнению, этот закон «не сможет спасти руководство Украины в лице Порошенко и Турчинова от наказания за геноцид народа Донбасса и нарушение всех возможных законов».
«Подписанный Порошенко закон о реинтеграции – это очень запоздалая попытка легализовать насилие и применение армии и вооружений против жителей Донбасса. Этот закон не спасёт Порошенко и Турчинова от наказания за нарушение законов собственной страны. И не спасет страну, которая узаконила войну с мирным населением. Принятие и подписание этого закона является очередным витком деструктивной политики Киева по отношению к жителям Донбасса», – прокомментировал событие глава министерства иностранных дел ЛНР Владислав Дейнего, постпред республики на переговорах в Минске.
«Подписав закон о реинтеграции Донбасса, Порошенко просто смахнул со стола минские договорённости за ненадобностью. На каждой странице этого закона прописано слово «война». На Украине уже звучат заявления, что закон о реинтеграции Донбасса – это первый шаг для получения законодательного карт-бланша для ВСУ «окончательно решить» вопрос на территории ЛДНР по силовому сценарию», – цитирует депутата Госдумы России от Севастополя Дмитрия Белика RT. Неделей раньше секретарь украинского Совета национальной безопасности и обороны утверждал, что «деоккупационный» закон открывает возможности для масштабной силовой операции в Донбассе. «Мы не говорим, что сегодня можем освободить оккупированную территорию исключительно силовым путем. Но этот закон не исключает такого пути и создает для этого предпосылки. Чтобы не надо было принимать дополнительные законодательные акты, которые бы обеспечили правовое поле для применения силы во время противодействия агрессору», – заявил Турчинов.
Соб. корр. ФСК