В календаре Украины много новых памятных дат, особенно в феврале, когда происходили основные события на майдане в 2014 году. А в память о «небесной сотне», погибшей от рук снайперов, стрелявших из зданий, находившихся под контролем «революционеров достоинства», во всех украинских городах зажигали свечи и возлагали цветы к памятным знакам. Однако трагедию 20 февраля, произошедшую в том же 2014 году, на Украине не вспоминали. Да и трагедией нападение «активистов» на крымские автобусы под Корсунь-Шевченковским постмайданная страна не считает.
Об этом трагическом дне для трёх сотен крымчан вспомнило латвийское интернет-издание Riga.Rosvesty, корреспондент которого отправился на место «Корсуньского погрома» четыре года спустя.
В ночь с 19 на 20 февраля 2014 года, когда противники майдана поняли, что перевес сил во время противостояния в Киеве оказался на стороне украинских националистов, колонна из восьми автобусов с жителями Крыма двинула в направлении полуострова, домой. На трассе Киев – Одесса их уже поджидали «активисты», жаждавшие расправы над сторонниками Виктора Януковича. Тогда и было принято решение повернуть колонну по объездной дороге и прорваться на юг Украины через город Корсунь-Шевченковский Черкасской области. Узнав об этом манёвре, поддерживающие майдан жители 20-тысячного городка и прибывшие им на подмогу «активисты» заблокировали въезд в город шинами, строительным мусором и остатками ржавой арматуры, пишет Riga.Rosvesty.
«Они поджидали транспорт на импровизированных блокпостах, останавливали автобусы, закидывали в окна бутылки с зажигательной смесью и камни, чтобы мы вышли оттуда, – рассказывают жители Симферополя Оксана Метиева, Алексей Гребнев, Владимир Котенко. – Всего в автобусах ехало 306 человек, мы вышли и попали в руки к настоящим извергам. Были и избиения палками, битами, камнями, пытки за то, что отказывались, стоя на коленях, петь гимн Украины, кричать «Героям слава!». За то, что разговариваем на русском языке, обзывали москалями и титушками. Транспорт наш расстреливали из ружей, некоторые автобусы сожгли вместе со всеми вещами и документами».
То, что крымчане говорят правду, можно убедиться по многочисленным видео, выложенным в Интернете. Более 300 человек попали в ловушку.
По словам пострадавших крымчан, их обливали бензином, угрожая сжечь живьём. «Некоторым удавалось убежать и скрыться в лесу, – вспоминает джанкоец Сергей Палкин. – Но на тех, кто сбежал, местные жители устроили охоту. Мне с несколькими товарищами удалось пробраться на железнодорожную станцию и уехать на ближайшем поезде, но, когда пробирались через лес, неоднократно слышали, как идёт облава на спрятавшихся. Как люди кричат, просят их не убивать, а в ответ – выстрелы. Правда, среди местных жителей находились и такие, которые старались нам помочь, – не все звери оказались».
Корреспондент RR Андрей Сементин пишет, что они приехали в Корсунь-Шевченковский 20 февраля и спросили у местного таксиста, знает ли он место погрома: «Конечно, знаю! Поехали!» Местом страшной трагедии оказался бывший КПП ГАИ прямо на въезде в Корсунь-Шевченковский, недалеко от центральной автостанции. «Говорят, были среди крымчан и убитые?» – спросил журналист у водителя. «Врут, никого не убивали. Но избили конкретно. Они потом ещё долго убегали в поля, к соседним сёлам, но их догоняли и продолжали избивать», – охотно рассказал таксист.
Подтверждает он и то, что несколько автобусов были сожжены дотла, и ещё несколько недель их остовы стояли у обочины дороги. Сегодня о «Корсуньском погроме» напоминает лишь разбитая дорога, поломанные местами деревья, а также КПП ГАИ, в котором и прятались «активисты», устроившие крымчанам жестокую расправу.
На Украине об этих событиях сегодня стараются молчать, но упорно называют происшествие «пропагандой Кремля». «Но ведь был погром, и вы избивали крымчан до крови? Так ведь», – спросили у таксиста. «Да, били! А чего они на стороне Януковича были?» – ответил он.
«Мы ещё долго разговаривали о тех событиях на трассе, и для себя я сделал лишь один вывод: погром имел место, он был очень жестоким, а мой рассказчик говорил о нём с нескрываемым удовольствием и садизмом. Как я ни пытался втолковать этому человеку, что есть понятие альтернативного мнения и не все разделяют «идеалы майдана», местный житель оказался к моим доводам глух. Скажу больше: там не с кем и не о чем было разговаривать», – делает вывод журналист.
Себя жители Корсунь-Шевченковского считают «патриотами», но, спустя четыре года после устроенного ими же майдана и развала страны, из своей любимой Украины массами бегут – на столбах десятки объявлений о наборе строительных бригад в Чехию, сиделок в Польшу и водителей в Германию, пишет Riga.Rosvesty.
Только благодаря пранкерам Лексусу и Вовану (Владимиру Кузнецову и Алексею Столярову) в 2017 году удалось немного приоткрыть завесу тайны над трагическими событиями под Корсунь-Шевченковским. Посол Украины в Белоруссии Игорь Кизим опрометчиво заявил пранкерам, что нападение на автобусы с жителями Крыма в феврале 2014 года было организовано боевиками националистического объединения «Азов», позже сформированного в батальон, а потом и спецполк. Таким образом, впервые с 2014 года официальное лицо Украины назвало участников того нападения.
Соб. корр. ФСК