23 марта в Минске проходило очередное заседание Трёхсторонней контактной группы, в ходе которого участники договорились об очередном перемирии в Донбассе накануне православного праздника Пасхи с нуля часов 30 марта. А 29 марта пресс-служба Кремля опубликовала совместное заявление лидеров стран «нормандской четвёрки» Владимира Путина, Ангелы Меркель, Эммануэля Макрона и Петра Порошенко, в котором говорится о приверженности Минским соглашениям и приветствуется очередное перемирие. Руководители России, Германии, Франции и Украины подчеркнули важность его строгого соблюдения и обеспечения эффективного мониторинга со стороны ОБСЕ. На фоне масштабного обмена пленными 27 декабря 2017 года они призвали к более активным усилиям по обмену оставшихся задержанных по формуле «всех на всех».
На официальном сайте президента Украины также был опубликован этот текст – без каких либо комментариев со стороны Порошенко.
В эти же дни Донбасс посетил Александр Хуг – первый заместитель главы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, чтобы на месте договориться о реальном прекращении огня и установлению перемирия. В этот раз Хуг посетил Донбасс по обе стороны линии разграничения, был и в Луганске, и в Донецке, откуда выступил по Skype с заявлением: «Сегодня в полночь вступило в силу очередное возобновление обязательств по соблюдению режима прекращения огня. Это ещё одна возможность для сторон поработать в направлении достижения всеобъемлющего и устойчивого прекращения огня. Появилась возможность в конце концов отойти от хаоса, который свирепствует на востоке Украины уже почти четыре года, и поставить на первое место интересы гражданского населения, а не военную логику, которая завела всех в тупик».
Также Хуг заявил, что на этот раз «мониторинговая миссия ОБСЕ выступит гарантом перемирия».
Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной рады и представитель Украины в гуманитарной подгруппе минского процесса, прокомментировала «пасхальное перемирие» на своей странице в социальной сети Facebook, написав, что «это перемирие – 13-е по счёту».
Несмотря на то, что гарантом перемирия выступила миссия ОБСЕ, «пасхальное перемирие» продлилось всего девять с половиной часов. Его нарушила украинская сторона: 30 марта в 09:35 ВСУ открыли огонь по направлению населённых пунктов Талаковка – Коминтерново с применением минометов 120 мм (4 мины), БМП-1 (7 выстрелов), АГС (9 гранат), а также крупнокалиберного стрелкового оружия, сообщили в ДНР. «Если в прошлый раз ВСУ подождали 10,5 часов и только тогда обстреляли позиции ДНР из стрелкового оружия, то на этот раз терпение «воинов света» лопнуло на 9-м часу», – прокомментировал нарушение перемирия донецкий журналист Сергей Макаренко.
В Луганской народной республике также «пасхальное перемирие» нарушалось уже несколько раз.
«Военные ВСУ, как правило, выполняют достигнутые договорённости, но вдоль линии разграничения находятся не только подразделения ВСУ, но и нацбатов, которые чаще всего не выполняют приказ о прекращении огня и выступают инициаторами военных провокаций, как было и в первую же ночь начала перемирия», – рассказал Родион Мирошник, представитель ЛНР на переговорах в Минске.
И уже после начала «пасхального перемирия» ВСУ понесли потери: один военнослужащий погиб, трое ранены.
Вот такое перемирие получается. Не помогает ни официальное обращение лидеров европейских государств, ни гарантии миссии ОБСЕ.
Получится ли до конца этого года сдвинуть минский процесс с мёртвой точки, реализовать и обмен пленными, и все остальные пункты Минских соглашений, как к тому призывают лидеры стран «нормандской четвёрки»? Их заявление выглядит чересчур оптимистично – вряд ли украинская сторона согласится реализовывать политическую часть минских договорённостей.
Соб. корр. ФСК