В Николаевской области депутаты не смогли отменить решение 2012 года, по которому русский язык получил статус регионального языка – для отмены не хватило голосов. Это значит, что русский язык пока сохранил свой статус регионального. Надолго ли – неизвестно.
«На сессию областного совета 12 апреля вынесен проект решения об отмене решения облсовета от 7 сентября 2012 года, благодаря которому русский язык получил статус регионального в Николаевской области. За этот вопрос проголосовали 23 депутата вместо 33 необходимых, поэтому решение не принято», – сообщила председатель областного совета Виктория Москаленко.
По данным опроса, который провела социологическая группа «Рейтинг», 54% респондентов высказались за то, чтобы русский язык имел статус регионального или же государственного языка в Николаевской области. Для сравнения: по данным того же исследования, в Херсонской области за предоставление русскому языку регионального статуса отдали свои голоса 57% респондентов, в Одесской области – 77%, в Харьковской – 65%, в Днепропетровской – 48%, в Запорожской – 52%, в подконтрольных Украине части Донецкой и Луганской областях – 68% и 70%. Здесь стоит учесть, что часть украинских граждан стараются избегать участия в опросах или не говорят всей правды. На самом деле проценты выше, но и тех, что есть, достаточно для понимания простой истины: юго-восток Украины остаётся преимущественно русским. И ни тотальная украинизация, ни война Киева с Донбассом, ни оголтелое очернение Русского мира ничего с этим поделать не могут.
«Николаевский облсовет не смог сегодня отменить своё же решение от 2012 года о предоставлении русскому языку статуса регионального. Так называемый языковой закон уже потерял силу после решения Конституционного суда, а статус регионального предоставлялся на основании этого закона. Требую принять новый закон о языке!» – написал в Twitter вице-премьер Украины по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко, которому украинский национализм помог шагать по карьерной лестнице – начинал он с функционера Руха, теперь – в кресле вице-премьер-министра.
Кириленко ведёт речь о законе «Об основах государственной языковой политики», согласно которому региональный язык можно было использовать наряду с государственным в тех регионах, где проживает не менее 10% представителей национальных меньшинств. 28 февраля 2018 года он был отменён Конституционным судом.
А в переименованном Днепропетровске (ныне – Днипро), несмотря на то что по данным соцопроса практически половина его жителей выступает за предоставление русскому языку статуса регионального, «Правый сектор»* заявил, что «всеми силами будут сопротивляться русификации в Днепре», и пригрозил сорвать спектакль «Лесная песня» по одноимённому произведению Леси Украинки в Академическом театре драмы и комедии. Постановку пришлось отменить. «Мы решили, чтобы не было повода для раздора, снять спектакль в этот раз. Но мы не снимаем его с репертуара. У зрителя есть выбор: прийти на «Лесную песню» на русском языке к нам, или пойти на «Лісову пісню» на украинском языке в театре имени Шевченко. Люди, которые никогда не читали Лесю Украинку, возможно, посмотрят и заинтересуются её творчеством», – приводит разумные доводы Галина Бабий, заведующая литературной частью театра.
В ответ на это «Правый сектор»* обвинил местную власть «в поддержке российских оккупантов».
Зато в Черновцах на радость «патриотам» решили украинизировать сферу обслуживания на все 100% - теперь посетителям не могут оказывать услуг на русском языке.
Периодически на Украине возникают поистине абсурдные ситуации, связанные с тем, что национал-патриоты ненавидят русский язык и болезненно относятся к тому, что мало желающих говорить на мове. Так, в Харькове бывший атошник запустил в кассира, разговаривающего на русском языке, десяток яиц. А ещё один «активист» – журналист Роман Скрыпник, оказавшись на борту лоукоста Wizzair, совершающего рейс из Гамбурга в Киев, закатил истерику, когда стюардесса обратилась к нему на английском, а не на мове.
На фоне «патриотической» истерии надежд на то, что николаевским депутатам удастся оставить русский язык региональным, мало. На Украине уже опробован действенный способ принятия нужных решений в местных органах власти – всего-то и требуется пара десятков радикалов с оружием.
Но пример Николаева красноречив. Он показывает, что насильственная украинизация не поддерживается на юго-востоке страны ни населением, ни местной властью и держится исключительно на запретах и штыках радикалов.
Соб. корр. ФСК
* организация, запрещённая в России.