После девяти часов обсуждения единственной кандидатуры Никола Пашиняна на должность премьер-министра Армении голосование состоялось не в его пользу. «Елк» и примкнувшие к оппозиционерам АРФ «Дашнакцутюн» и блок «Царукян» собрали 44 голоса из 47 возможных. В «копилку» Пашиняна от републиканцев, имеющих 58 мандатов, упал единственный голос Феликса Цолакяна. Итого 45. РПА практически в полном составе – 55 человек – голосовала против. Один из «дашнаков» Агван Варданян заявил о том, что голосовать не будет. Всего не голосовали двое, на заседании присутствовали 102 депутата из 103. И если ранее шла речь о том, что Пашиняну надо найти в РПА шесть голосов для победы, то в итоге оказалось, что не хватило восемь. Республиканцы устояли, решив, видимо, сыграть вдолгую: повторное голосование через неделю, 8 мая, примерно с тем же результатом и последующий роспуск парламента, как записано в нынешней конституции.
Оппозицию этот вариант совершенно не устраивает, хотя она не устаёт заявлять о необходимости досрочных выборов в Национальное собрание Армении. Но выборы выборам рознь: одно дело, когда у власти Никол Пашинян и назначенное «народным премьером» временное правительство, и совсем другое, когда это не так. Кроме того, оппозиция собралась менять избирательное законодательство, а для этого нужен Пашинян в премьерах и его правительство, а также действующий парламент. По задумке организаторов «бархатной революции» в Армении всё должно быть именно в таком порядке: сначала избрание «народного премьера», а потом уже всё остальное под его началом.
На сегодняшний день эти планы сломаны голосованием в Национальном собрании, которое сторонники Никола Пашиняна уже попытались объявить «срывом предварительных договорённостей», хотя их не было в природе. Вторая попытка Пашиняна стать премьер-министром Армении – через неделю. Его цель за эти дни – задавить РПА массой, значительно повысив градус протестов. Уже на 2 мая заявлена полная парализация транспортного сообщения в Ереване, включая аэропорт и железную дорогу. «Завтра с 08:15 блокируются все автодороги, объявляется тотальная забастовка, блокируется аэропорт, железная дорога. Наше движение не может не завершится победой. С завтрашнего дня начинаются тотальные действия гражданского неповиновения», – объявил Никол Пашинян собравшимся на площади Революции сторонникам. Машины при этом должны сигналить, а административные здания – находиться в оцеплении протестующих. Вечером – все на митинг!
Ситуация крайне опасная, в любой момент у оппозиционеров могут сдать нервы – ведь победа кажется такой близкой! Кроме того, недельные митинги, забастовки и блокирование транспорта создают массу поводов для провокаций. Ясно, что Пашинян не собирается распускать возбуждённую толпу по домам и идти писать программу, в отсутствии которой его упрекали республиканцы. Он планирует толпой управлять, ему нужны выбросы энергии и безусловная поддержка масс, восторженно скандирующих: «Никол! Никол! Никол! Никол – варчапет!»
Ясно и другое: РПА, провалив голосование по кандидатуре Пашиняна, очень рискует. В случае провокаций виновниками оппозиция объявит именно республиканцев. Схватка, тараном в которой является улица, заявлена не на жизнь, а на смерть: если Пашиняну удастся помешать планам РПА довести ситуацию до роспуска парламента, республиканцы вообще могут вылететь на обочину политической жизни в Армении, ещё и из страны бежать придётся. Но, видимо, они оценили риски и посчитали, что избрание «народного премьера» по его правилам им грозит тем же самым.
Так или иначе, а РПА сама подожгла разрушающий Армению революционный костёр, на который теперь похожа площадь Республики: сначала Серж Саргсян рванул в премьеры, хотя и обещал этого не делать, потом республиканцы проголосовали за то, чтобы отдать ему снова управление страной. И джинн в лице человека с рюкзачком, 1 мая снова сменившим «народный» образ на костюм, был выпущен из бутылки. Назад ситуацию уже не отыграть, хотя бывший президент Армении и попытался сделать это, уйдя в отставку. Но пламя «бархатной революции» от этого не погасло – оно вопреки возможным ожиданиям республиканцев разгорелось ещё больше. И хотя провал кандидатуры Пашиняна в Национальном собрании 1 мая выглядит очень логичным, может оказаться, что точка невозврата уже пройдена, и ситуация накаляется стремительнее, чем это представляют себе в РПА.
Соб. корр. ФСК