Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил о том, что его ведомство приступило к разработке плана «по деоккупации Донбасса». «Уже летом мы должны иметь этот документ на руках. Он будет включать две части: подготовительную и практическую. Основная цель плана – освобождение временно оккупированных территорий, восстановление конституционного строя Украины, защита прав и свобод наших граждан. Мы должны быть готовы к тому, что надо будет прийти на освобождённую территорию и сразу начинать работу», – цитирует украинского министра его пресс-служба.
Вслед этому более чем странному заявлению (с учётом того, что «освобождение» Донбасса по новому закону «о деоккупации» – исключительно прерогатива военных) Иван Варченко, советник министра внутренних дел Украины, принялся рассуждать о том, что Донбасс можно будет вернуть в результате комбинированной операции международных миротворческих сил и ВСУ.
«Как он будет возвращён – в результате миротворческой операции или в результате комбинаций миротворческих операций и дипломатических переговоров. Скорее всего, будет комбинация, как показывает мировой опыт. Сейчас будет представлена концепция плана, потом он будет отработан внутри министерства. Потом отработаем его с нашими коллегами», – рассказал советник министра по телевидению, отметив, что «возврат отдельных регионов Донбасса – это вопрос ближайших лет». Он предположил, что вопрос миротворцев прояснится к концу 2018 или началу 2019 года. Ещё одно более чем странное видение ситуации – вряд ли международное сообщество бросится с миротворческой миссией в Донбасс в период предвыборной кампании, которая уже разворачивается на Украине, а к обозначенному сроку грянет в полную силу.
Напомним, что Аваков уже не первый раз готовит план по Донбассу. Предыдущий был представлен совсем недавно – в апреле этого года.
Украинские политологи и эксперты прокомментировали новую инициативу министра МВД.
Бывший глава СБУ Игорь Смешко уверен, что разработка плана по деоккупации Донбасса – это дело не МВД.
«Мы сейчас принимаем тезис, что у нас гражданская война, то есть у нас нет внешней агрессии? Если у нас гражданская война, то, очевидно, министерство внутренних дел имеет к этому отношение, потому что это внутренний конфликт. Если у нас внешняя агрессия, то какое отношение МВД имеет к проблеме деоккупации, где военная часть главная?» – вопрошает Смешко. Впрочем, Авакову лучше знать, гражданская война в Донбассе или нет – ведь с первого дня конфликта в нём принимали непосредственное участие карательные батальоны, позже приписанные к МВД, боевики которых (включая отпетых преступников) получили корочки полицейских. Бывший глава СБУ, рассуждая о «внешней агрессии», просто старается не выпасть на обочину украинской политической жизни, а министр внутренних дел не понаслышке знает о том, что ни в «Азове», ни в «Торнадо» внешних агрессоров не было – исключительно доморощенные головорезы.
Другой советник Арсена Авакова – Зорян Шкиряк – считает, что «после освобождения Донбасса именно МВД будет осуществлять функции по контролю этой территории».
«Есть чёткое предложение министра МВД Арсена Авакова поэтапно освобождать оккупированные районы Донецкой и Луганской областей. Приблизительно летом этот план будет готов. Ту часть, которая может быть открыта, мы представим обществу. Главная суть плана заключается в восстановлении контроля над государственной границей и установлении госвласти на тех территориях», – отметил Шкиряк.
Сей персонаж получил ещё в 2015 году прозвище Шкиряк Катмандуйский за провал эвакуации украинцев из Непала государственной службой ЧС, которую он возглавлял. Ныне советника МВД занимают куда более амбициозные планы – добраться до границы ДНР и ЛНР с Россией и захватить её. Разумеется, рождаются эти суровые прожекты в киевских ресторанах (в Киеве всегда было принято обсуждать судьбы мира и страны в пафосных заведениях общественного питания, а не в кабинетах), вдали от линии разграничения и ещё дальше от границы, которую Аваков с советниками собираются возвращать под петлюровский сине-жёлтый флаг.
Украинский журналист Дмитрий Гордон призвал министерство внутренних дел заниматься своими делами – наводить порядок на улицах городов, «чтобы не стреляли на улицах, чтобы гранаты не взрывались, чтобы была безопасность, чтобы находили всех виновных», а потом уже браться за составление глобальных планов.
По словам политического аналитика Игоря Рейтеровича, заявление Авакова нужно рассматривать «через призму подготовки к следующим президентским и парламентским выборам».
«Тема красивая, она позволяет руководству министерства внутренних дел более активно выходить на иностранных партнёров, говорить о том, что мы нуждаемся в большей консультативной, финансовой, экспертной и другой помощи. Но нельзя ведь взять полицейских из Киева и отправить их в Донбасс. Там ситуация будет совсем другая. В министерстве мало кто вообще представляет, что будет происходить, когда туда зайдёт украинская полиция и с какими трудностями она столкнётся. Задачи будут резко отличаться от стандартного набора проблем, которые есть в других местах», – пояснил эксперт.
Интересно, что многие украинские эксперты, критикуя планы Авакова, стараются повторять те же мантры, что и политики, рисуя в воображении эпические картины продвижения полицейских отрядов на «ольстеровских броневичках» по территории ДНР и ЛНР. Реальная картина другая: республики отметили уже четвёртую годовщину своей государственности, через год – первый юбилей. Любые попытки сунуться в Донбасс то ли «мелкими шагами», то ли «жабьими прыжками» получают отпор, а украинские СМИ уже транслируют военные парады из ДНР и ЛНР.
С другой стороны, если вспомнить о президентских амбициях Арсена Авакова, его планы «освобождения» Донбасса – предвыборный ход. Министр внутренних дел Украины пытается презентовать себя как политика, более решительного чем действующий президент Пётр Порошенко. Только и всего. Тема «освобождения Донбасса» с приближением выборов всё больше превращается в Киеве в джокер, с помощью которого претенденты на власть собираются выиграть кампанию. Правда, не слишком понятно, на какого избирателя рассчитана «освободительная» риторика: социология уже давно показывает, что подавляющее большинство украинцев – за мирное разрешение конфликта путём переговоров и взаимных уступок, сторонников военных действий всё меньше, а в мифических миротворцев уже мало кто верит.
Не иначе Аваков и его свита силятся обаять радикалов и, если повезёт, найти поддержку у западных «друзей Украины». Честных выборов никто в Киеве не планирует, за власть собираются сражаться, а потому каждому из кандидатов понадобятся свои боевики. А для них необходимо играть мускулами и верстать планы «освобождения» Донбасса. Чем министр внутренних дел и занят.
Соб. корр. ФСК