Украинское правительство отрапортовало об очередной «пэрэмоге» – заработная плата в июне увеличилась на 4,8% по сравнению с маем, а по сравнению с июнем 2017 года рост и того больше – 24,2%.
Правда, июль был омрачён задержкой с выплатами пенсий по всей стране, что случилось впервые за последние десять лет, а экономисты пугают прогнозами – за задержками пенсий последуют задержки в зарплате.
Это явление не ново для украинской экономики – задержки по выплате заработной плате были всегда. А в последние месяцы задолженность стала расти и в июле превысила $100 млн. Это тоже случилось впервые за последние десять лет. Только за июнь задолженность выросла на 6,3%, а с начала года на 15%. Быстрее всего долги растут в Волынской и в Донецкой (на территории, подконтрольной Киеву) областях. Причём более половины задолженности по зарплате приходится на экономически активные предприятия, которые ещё на плаву.
В Волынской области предприятия задолжали своим работникам более 50% заработанных денег.
Традиционно не платят зарплату шахтёрам, вынуждая их время от времени приезжать в Киев и стучать касками под стенами правительственных зданий.
Последняя такая шахтёрская акция состоялась в начале июля – шахтёры требовали не только погасить задолженность по зарплате, но и принять закон о финансовом обеспечении угольной сферы.
Депутаты закон приняли, чтобы успокоить шахтёров и отправить их по домам. Только в силу закон так и не вступил – никто не спешил его подписывать. Подпись председателя парламента под документом появилась лишь 2 августа, теперь дело за президентом.
Напомним, что в законопроекте говорится о том, чтобы направить 1,4 миллиарда гривен на выплату долгов по заработной плате и о финансовой поддержке шахт ($51,8 млн).
А пока необходимый угольной отрасли закон неспешно подписывает разомлевшая от летней жары власть, руководитель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец огласил размер долга по зарплате шахтёрам – $38 млн. Шахтёрам ничего не остаётся, как снова напомнить о себе, отмечает Волынец. И уже 3 августа шахтёры «Первомайскуголь» начинают пикетировать здание Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.
Большие задолженности по заработной плате у Харьковского государственного авиационного производственного предприятия – 74 млн гривен (почти $3 млн), у Николаевского судостроительного завода – более 30 млн гривен (более $1 млн). У ЧАО «Азот», который находится в Северодонецке (территория Луганской области, подконтрольная Киеву), скопились долги перед трудящимися уже за несколько лет.
«В бюджете за первое полугодие образовалась огромная дыра. Недополучено порядка 8 млрд грн. Произошло падение производства: на 30% в сельском хозяйстве, на 15-20% в промышленности. И это катастрофа не только для Пенсионного фонда – это катастрофа для страны. В перспективе – задержки не только с пенсиями, но и с зарплатами. На этом фоне происходит и падение национальной валюты. В основе всего – падение реального производства и сырьевой характер нашей экономики», – считает украинский академик Анатолий Пешко.
Так что радостные сообщения правительства Гройсмана о повышении зарплаты нивелируются ростом долгов перед трудящимися. Одно тянет за собой другое – в стране раскручивается инфляция. Доллар снова перешагнул на Украине «психологический рубеж» – теперь 27. Напомним, свергнутой в феврале 2014 года власти за всё время своего правления, с 2010-го, удавалось удерживать курс в рамках 7,09-7,99 гривен за доллар. Получается, за 4,5 года два правительства (Яценюка и Гройсмана), один президент (Порошенко), парламент, представляющий из себя сборище атошников и националистов, вместе с привлечёнными зарубежными деятелями (например, американки Яресько) обрушили национальную валюту Украины без малого в четыре (!) раза.
Соб. корр. ФСК