Речь не о боксе. Cпорт, как увеличительное стекло, позволяет порой крупно видеть общественные процессы, течения, тенденции. Тем более большой спорт, у которого миллионные аудитории и миллионные гонорары.
Разговоры о проходившем в Москве 21 июля бое украинского боксёра Александра Усика с россиянином Муратом Гассиевым не смолкают и сейчас.
Победа в поединке принесла украинскому атлету звание абсолютного чемпиона мира в первом тяжёлом весе по версиям WBA super, WBC, IBF, WBO, вакантные титулы The Ring, линейного чемпиона, чемпиона по версии TBRB, эксклюзивный кубок Мохаммеда Али и денежный приз в размере 10 млн. долл. То есть гору красочных боевых поясов и чек с семью нулями.
Ещё до событий 2014 года знакомые спортсмены, люди серьёзные, воспитавшие несколько поколений бойцов, отзывались об Усике с некоторым раздражением. Им не нравились его манеры шоумена: гопак после победы, беганье с флагом, клоунский оселедец на голове…
Да и обильные татуировки, которые, полагали они, не от большого ума, а от желания лишний раз привлечь к себе внимание. А то, как он крестится кулаком, считали показным суеверием. Кому-то, наверное, он этим и нравился – театральным украинством.
Киевские СМИ одобрительно цитировали его весной 2014 года, нравилось его заявление «про Крым»: «Тут мой дом, тут родились дети. И паспорт я менять не собираюсь. Я украинец, а Крым – это Украина». Кто-то далёкий от спорта до последнего боя Усика слышал о нём лишь вскользь или вообще не слышал, несмотря на его олимпийское золото 2012 года.
И вот большая победа. Усик на всех экранах… Поначалу его триумф восхитил публику на украинском олимпе. Президент Петр Порошенко, захлёбываясь от восторга, отметился в Twitter: «Ни секунды не сомневался, что Саша победит! Украинский гимн, который сегодня прозвучал в Москве на весь мир – это символ нашей борьбы, приближения нашей победы. Украина гордится тобой!» Подсуетился и глава правительства Владимир Гройсман, предложив шефу через Facebook наградить Усика звездой Героя: «Историческая победа нашего Александра Усика! В который раз он доказывает – сильнее украинцев никого в этом мире нет! Предложу президенту присвоить ему звание Героя Украины! Слава Украине! Слава нашему Герою»…
«Нашему?» – усомнились некоторые. И на сцену вышли профессиональные украинцы. Вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко (который страдал за проамериканскую Украину ещё в юности, уничтожая свой комсомольский билет) выплеснул в Twitter: «Усик, несомненно, классный боксер. Но ещё несколько подобных событий в Москве с участием украинцев и в агрессию России против Украины в мире уже никто не поверит. Только в «дружбу». И это серьезно».
Конечно, серьёзно! Вячеславу Кириленко не понравилось, что после боя соперники по-братски обнялись (причём искренне!), соединив флаги – триколор и двуколор. Кириленко опасается, что благодаря Усику и подобным ему украинская пропаганда потерпит полное фиаско. Правильно опасается. Ложь рано или поздно будет разрушена. А правда проста, и она такова, что пограничные переходы забиты очередью тяжёлых фур с украинскими номерами, следующими в обе стороны. Даже без учёта трубопроводов – никак не признак агрессии.
Замечание профессионального украинца спровоцировало «скандал с продолжением». В ответ на мнение Кириленко Усик на пресс-конференции 1 августа зарубил идею Гройсмана, отказавшись от звания Героя: «Не нужны мне никакие звезды! Для своего народа, для определенного количества людей моей страны я и так являюсь героем. Мне не нужны для этого звезды, мне не нужны для этого регалии какие-то, потому что это не то. Потому что когда ты идешь, люди говорят: мы за тебя молимся, переживаем, стоим на коленях и до 3-х часов, сколько бой длился, мы молчали, переживали и смотрели телевизор – вот это признание, а не звезды, которые вы там раздаете кому попало».
«Кому попало» прозвучало хлёстко. Сразу вспомнились пособнички гитлеровцев – Шухевич и Бандера. Чтобы замять скандал, в дело был брошен генпрокурор Юрий Луценко, который вдруг назвал звание «Герой Украины» устаревшим. И, как обычно, только усугубил дело. Луценко поведал, что сейчас под следствием ГПУ находятся четыре человека, награждённые этим званием. Кого, кроме Надежды Савченко, он имел в виду, неизвестно. Но то, что звание дают «кому попало», фактически подтвердил. Награда дискредитирована, считает Луценко (на самом деле давно опозорена).
Чемпиону чемпионов Усику после победы в Москве припомнили всё! И его визит за благословением к предстоятелю УПЦ митрополиту Онуфрию, и его ответ по Крыму 2016-го… Коломойские «журналисты» любят задавать вопрос: «Чей Крым?» То, что он русский, они знают отлично, но вот сказать об этом – стесняются: лгать привыкли, надо отвечать: «Украинский!» А кто замнётся с ответом, тот «сепар», «колорад» и «ватник». В 2016 году «коломойские певцы жидобандеровщины» разнесли весть: «Александр Усик меняет свои политические взгляды. Теперь он уже не решается заявить, что Крым – это Украина. Позиция его не определена, говорит, что Крым – это Крым». Передёрнули, конечно. Но «профессиональных патриотов» ещё более шокировал его отзыв о них: мол, «они кричат "Слава Украине", а как они ее прославляют? Никак. Они страну только загоняют в тупик». И уж вовсе добил, заявив о едином народе: «В Крыму за меня болеют, по всей России у меня очень много поклонников. В принципе, я не разделяю наши народы, ибо мы – славяне. Давайте так и будем говорить – славяне».
А на пресс-конференции 1 августа Усик взволнованно говорил о недавнем грандиозном Крестном ходе: «Вы видели, сколько людей выходит? Кому мешает, что такое большое количество людей выходит молиться? Это кому-то мешает? Больные, что ли? Пускай молятся люди, благодать будет, это хорошо. Это великолепно, когда люди молятся! Благодать приходит к нам, на всю страну приходит!..»
Эти его слова вызвали волну ненависти в среде профессиональных патриотов, отождествляющих Украину с русофобской кликой, захватившей власть в 2014 году. Апофеозом ненависти к Усику и той цивилизации, которую он представляет в спорте, стал ролик бандеровского «Братства».
Вот, как говорится, краткое содержание. Два шелудивых бандеровца сидят и обсуждают бой, который провёл «якись Усик с якимось москалём в Москви». Они сообщают зрителю, что ножевой бой – круче, чем бокс, что Усик – агент Москвы, а бой – подставной: соперник должен был лечь, Усик победил («кстати, побил не москаля, а осетина, который живёт в Америке»). К тому же этот Усик «инструкцию от московского попа получил». В передаче есть и угроза: бандеровцы как бы в шутку обещают на своём канале показать «бой Усика с мастером ножевого боя». Ещё, кстати, обещают показать «в прямом эфире как "Правый сектор" [организация запрещена в России. – О.М.] вешает в Москве москалей». Бандеровцы расстроены: «Если Усик может ездить в Москву, тогда наша позиция не имеет никакого смысла». Что ж, хлопцы не безнадёжны: бандеровщина, разрушение в себе русского не имеют смысла, более того, опасны для души, смертельно опасны. Ну а пока они придерживаются своих фантазий: Усик с подачи Москвы стал чемпионом, чтобы выйти на политический ринг и «рассказывать про духовные скрепы Московского патриархата, что народ един, что Крым принадлежит не Украине и так далее. И этим он будет вносить в мозги националиста сомнение…» Вообще-то, заметим, сомнение – полезная вещь, а для украинского националиста – абсолютно необходимая: шанс выйти из сетей обмана.
Автор этих заметок знаком среди церковных прихожан с двумя бывшими разбойниками. Один давно распродал свои «Мерседесы», ходит в рубище, не пропускает ни одной службы, ежедневно причащается уже многие годы. Другой поступил иначе, часть имущества на Чёрном море превратил в доступную гостиницу для православных. Знаю бывшего педофила, который довёл себя до состояния бомжа, юродствует, милостыню не от всех берёт. Знаю таких, которые в прошлом не различали, что такое филаретовский раскол. Знаю кричавших на "оранжевых" митингах за Ющенко. Знаю активиста, который активничал на Майдане в самообороне, теперь поёт на клиросе, а вне храма – ищет, кому бы помочь. Недавно ветеран АТО появился. Служил по контракту. Наделал дел. Но вот уверовал после одного чудесного случая. Увидел всё другими глазами, открылось: шлют их убивать, брат на брата. Покаялся. С трудом уволился. Чёрный, худой, не улыбается, в храм не решается войти как недостойный. Говорит, не может на военную форму смотреть… Так воочию и воплощается установленное Христом: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». Причём здесь Усик? Не знаю… Но есть в нём потребность всех братски любить и не бояться этой любви. Это и в народе живо.