О двойственности политики Ватикана

Уния – препятствие к церковному единству

О двойственности политики Ватикана

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сторонники унии в Белоруссии и на Украине много говорят о единстве веры, согласии и мире между христианами. С патетикой вещал об этом и глава УКГЦ Святослав Шевчук в своем послании по случаю 325-летия введения унии в Перемышльской епархии. 

Однако те, кто ратуют за «восстановление единства с апостольским престолом» в Белоруссии и на Украине выступают за разрыв общения со своей Церковью-Матерью – с Русской Церковью, основанной при святом князе Владимире. И христианская религия здесь ни при чём. Всё определяют политические пристрастия. Так было в прошлом, так остаётся и сейчас. Разговоры о «братском единстве и согласии» прикрывают совсем другое: (православный) обряд в унии искажается, униатов переводят разными способами в латинский обряд, униатское духовенство ставится в зависимость от духовенства латинского.

Ещё в сентябре 1595 г., когда в Варшаве изучались условия унии, прозвучали требования католиков о том, чтобы единение было закреплено принятием григорианского календаря, чтобы священники обоих обрядов могли служить в храмах друг у друга, чтобы униаты при этом принимали в костёлах причастие по западному обыкновению. 

В дальнейшем история показала, что оба обряда далеко не одинаково воспринимались в обществе, что обряд латинский выглядел более предпочтительным для знати, чем униатский. Латинство было престижнее. В полемическом сочинении против унии «Фринос» Мелетия (Смотрицклого) перечисляются более сорока родовитых фамилий, представители которых к началу XVII в. перешли в католичество из Православия или протестантства, минуя унию (Вишневецкие, Масальские, Чарторыйские, Тышкевичи, Хрептовичи, Глебовичи, Сапеги и другие). Знать, стремясь сделать карьеру при дворе, переходила на польский язык и принимала католичество латинского обряда. Прошло со времени заключения унии почти тридцать лет, а холодность к ней со стороны поляков, заставила униатского митр. Иосифа Рутского направить в 1623 г. в Рим жалобу на местных католиков, которые питают «застаревшую ненависть и презрение к русским». Аналогичная жалоба от лица высшего униатского духовенства поступила в Рим и в 1744 г. 

Уния не могла залечить племенную рознь народов Речи Посполитой, различных не только по обрядам вероисповедания, но и по языку и культуре. Униатские епископы так и не попали в сенат Речи Посполитой, где на первых местах заседали латинские бискупы. Униаты всегда должны были чувствовать своё второстепенное положение. В 1624 г. папа Урбан VIII в ответ на жалобы униатских епископов издал декрет, в котором духовным лицам запрещался переход из унии в латинский обряд. В то же время монашествующие из латинского духовенства могли свободно переходить в унию, занимать ключевые должности в униатской иерархии. Это лишь закрепляло неравенство. 

Острым пунктом во взаимоотношениях между униатским и латинским духовенством была практика взимания десятины. Этот обычай утвердился на западе задолго до унии, и католические епископы старались вводить его во всех зависимых областях. Первыми это почувствовали православные жители Холмщины и Галиции вскоре после присоединения этих областей к польскому королевству. Уже в первой половине XV в. сбором церковной десятины здесь стали заведовать назначаемые королем старосты-католики. В начале XVI в. львовские католические епископы отняли это право у светских правителей и потребовали вносить десятину в свою пользу. По примеру бискупов поступали и католические настоятели приходов (парохи). После заключения унии такая практика стала широко распространяться во всех униатских епархиях. Униатские епископы посылали жалобы в Рим, писали, что униаты должны давать десятину только своим униатским священникам, а не латинским; холмский епископ Яков Суша даже выхлопотал в 1665 г. у папы специальное запрещение по этому поводу, но латинское духовенство продолжало вести себя в Речи Посполитой по-хозяйски.

В областях со смешанным населением из латинян и униатов возникали сложности не только из-за церковных даней. Поскольку римские папы неоднократно подтверждали униатам неизменность сохранения восточных обрядов, латинское духовенство на своих соборах запрещало священникам латинского обряда допускать униатов к совершению униатских служб в костёлах. По той же причине в случае брака между лицами двух обрядов венчание требовалось совершать только в костёле. Детей в таких семьях тоже, как правило, крестили в костёле, а не в униатской церкви. В итоге количество исповедующих латинский обряд возрастало за счёт браков с униатами. При этом латинские священники старались переводить униатов в латинский обряд и миссионерскими способами, что тоже всегда вызывало ропот и недовольство униатского духовенства.

Церковного единства на деле никогда не было – на «восточных схизматиках» продолжала лежать печать второсортности. Чтобы добиться большего уважения со стороны господствующего сословия (шляхты), униатские священники вынуждены были перенимать вид ксендзов: носить такие же одежды, брить бороды, говорить на польском языке. Постепенно и сами униатские храмы стали походить внутри на костёлы, искажалось восточное богослужение и т.д. Латинский обряд считался более «чистым», «правильным» католичеством, а униатский порой прямо называли «схизматическим». Уния всегда воспринималась католиками как «переходное» состояние. Иллюзорность единения и согласия побудила униатского епископа из Львова Леона Шептицкого († 1779) сказать в частном разговоре с православным Могилёвским епископом святым Георгием (Конисским): «Мы (униаты) за вами (не-униатами) еще живем; когда вас католики догрызут, тогда примутся и за нас; да и теперь в ссорах называют нас, равно как и вас, схизматиками».

Двойственность политики Ватикана – вот что препятствует восстановлению церковного единства между Востоком и Западом. В совместном заявлении папы Римского Франциска и патриарха Московского Кирилла на встрече в Гаване 12 февраля 2016 г. говорилось, «что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». Однако уния продолжает здравствовать на Украине и теплится в Белоруссии, не устраняя, а закрепляя раскол Западной и Восточной Церквей.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться