Имя святой полоцкой игумении известно в Белоруссии каждому едва ли не со школьной скамьи. Стало уже традиционным называть её «белорусской просветительницей». Принимая то значение, которое усваивается преподобной Евфросинии в Белоруссии, не лишним будет напомнить, что она такая же белорусская, как и общерусская святая.
Святая Евфросиния (в миру Предслава) происходила из рода полоцких князей Изяславичей и являлась внучкой известного в древнерусской истории полоцкого князя Всеслава. Она родилась, вероятно, в 1104 г. в Витебске, приняла монашеский постриг в двенадцатилетнем возрасте, основала возле Полоцка женский Преображенский монастырь, действующий до сих пор, и мужской монастырь в честь Рождества Богородицы (утраченный).
С именем преподобной связан уникальный монастырский храм, сохранившийся почти в первозданном виде (таких храмов от времени древней Руси сохранилось немногим более десятка), а также выносной шестиконечный крест с христианскими реликвиями, выполненный по заказу игумении мастером Лазарем Богшей в 1161 г. К сожалению, крест пропал во время эвакуации в начале Великой Отечественной войны, однако по сохранившимся чертежам и описаниям в 1997 г. он был восстановлен брестским ювелиром Николаем Кузьмичем.
Из Жития преподобной Евфросинии известно, что помимо обычного монашеского делания (молитвы) святая занималась переписыванием книг, продавала их, а вырученные деньги раздавала нуждающимся. Последний факт и стал основанием для чествования полоцкой игумении как просветительницы Белой Руси. Вся её жизнь была связана с христианским просвещением. Она учила сестёр обители монашескому послушанию и молитве, своих братьев-князей наставляла жить в мире, поддерживала культурные связи с Византией, откуда ей был доставлен список Эфесской иконы Божией Матери (позднее с него были изготовлены ещё два списка для Пскова и Торопца). На склоне лет преподобная игумения решила отправиться в паломничество в Святую Землю. Путешествие длилось почти три месяца, в Иерусалиме святая занемогла и преставилась в 1173 г. Похоронена она была тут же в Иерусалиме, в монастыре святого Феодосия.
Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах нетленные останки преподобной Евфросинии были перенесены в Печерский монастырь в Киев, где пребывали до начала XX века. Местное почитание игумении-основательницы долгое время сохранялось в полоцкой женской обители, но не находило широкого распространения без наличия в Полоцке её мощей. В 1643 г. митрополит Киевский Пётр (Могила) произвёл канонизацию Евфросинии Полоцкой среди святых Киево-Печерской лавры. Теперь имя преподобной начинает славиться во всей Русской Церкви. В то же время в самой полоцкой обители, отданной католическому ордену иезуитов, имя Евфросинии заслоняется выдуманной игуменией Параскевой, которая якобы путешествовала в Рим, где умерла и была похоронена, исповедуя униатскую веру. Крест, сделанный по заказу преподобной Евфросинии, иезуиты попытались спрятать, но местные почитатели смогли перенести его в полоцкий Софийский собор. Два столетия униатской истории имя святой Евфросинии казалось в Белоруссии забытым…
Факт этого забвения остаётся замутнённым в сознании наших современников. Представляется, что полоцкая игумения у себя на родине помнилась и чтилась всегда. Увы, это не так. Когда в Москве в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря почиталась икона святой Евфросинии Полоцкой и известный придворный поэт Симеон из Полоцка слагал стихи в её честь, в самом полоцком монастыре местные школяры портили древние фрески своими неуместными записями. Когда в Киеве в каноне печерским святым Евфросинию называли «Полоцким радованием», в самом Полоцке гуляли легенды о мифической Параскеве-Пракседе, сочинённые иезуитами, насаждались культы католического мученика Андрея Боболи, королевича Казимира и униатского патрона Иосафата Кунцевича.
После разделов Речи Посполитой и вхождения Белоруссии в состав Российской империи православные храмы и монастыри, разорённые во время засилья унии и латинства, стали постепенно возрождаться. В 1833 г. была восстановлена древняя православная Полоцкая епархия, и Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией, был возвращён православным в самом запущенном виде. В 1841 г. местный архиерей (из воссоединённых униатов) Василий (Лужинский) собирал средства на восстановление полоцкой обители в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда же им был поднят вопрос о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.
Просьбы архиепископа Василия оставались в Синоде без положительного ответа. Виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев посчитал просьбу полочан заслуживающей внимания, но по краткости своего пребывания в Северо-Западном крае не успел предпринять решительных действий по этому вопросу. В результате последующих усиленных просьб в 1870 г. в Полоцк была доставлена лишь частица мощей святой Евфросинии. Не очень-то хотелось Киевским митрополитам отдать в Полоцк мощи преподобной из Киевской лавры. Полезное дело, направленное к восстановлению православной веры в полоцкой земле, затянулось. Однако после объявления в России веротерпимости в 1905 г. конфессиональные отношения в западных губерниях обострились. В 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве представители Витебской епархии поставили вновь вопрос о переносе мощей в Полоцк. В 1909 г. соответствующее прошение от всей Витебско-Полоцкой епархии было удовлетворено императором Николаем II.
На второй день Пасхи в 1910 г. началось торжественное шествие с мощами преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, которое длилось целый месяц и проходило водным путём по реке Днепр до Орши, а от Орши до Полоцка по сухопутью. На пути следования совершались постоянные молебны, в значительных населённых пунктах делались остановки. И члены императорской фамилии, и государственные чиновники, и духовенство, и простые мещане и крестьяне сопровождали мощи полоцкой игумении на этом пути из Киева через Любеч, Речицу, Могилёв, Оршу, Витебск до Полоцка. Очевидцы с восторгом описывают религиозное одушевление, охватившее всех участников шествия – великороссов, малороссов, белорусов – то была вся Русь православная. Люди не только плакали от радости и умиления, благоговели в тишине, выстилали путь цветами, встречали и провожали колокольным звоном, но с благоговением окунались и пили днепровскую воду, по которой плыл пароход с мощами преподобной. Свидетельствует участник событий митрополит Евлогий (Георгиевский): «Всё это полоцкое торжество несомненно имело большое значение для местного населения, создало великий подъём его духа и укрепило его в преданности Православной Церкви и противостоянии соблазнам католичества».
Первая мировая война и последующие революционные потрясения ознаменовали наступление духовных катаклизмов в русской истории. Религиозные устои общества поколебались. В гонениях на Церковь публичному поруганию подверглись и мощи преподобной Евфросинии. В 1922 г. они были изъяты из монастыря и отправлены в Витебский государственный музей, где наряду с другими антропологическими экспонатами должны были демонстрировать происхождение человека от обезьяны…
В годы Великой Отечественной войны обитель преподобной Евфросинии возродилась, её мощи были возвращены. Хрущёвские гонения снова привели к закрытию монастыря в 1961 г. Однако мощи святой игумении после войны уже не покидали монастырских стен, оставаясь залогом будущего духовного возрождения. Монастырь был восстановлен в 1991 г. и в настоящее время является одним из крупнейших женских монастырей в Белоруссии. Ежегодно тысячи паломников, в том числе из России, Литвы, Украины, прибывают сюда в день памяти святой Евфросинии Полоцкой 5 июня по гражданскому календарю, свидетельствуя о духовном единстве православных людей.
Жизнь преподобной протекала в Полоцке, но мощи её пребывали несколько столетий в Киеве, а на восстановление полоцкой обители в 1841 г. жертвовали прихожане московских и петербургских храмов. Общие святые – общая история.