4 октября депутаты Верховной рады продлили действие закона об особом статусе для отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) до 31 декабря 2019 года. В тот же день документ утвердил Пётр Порошенко. За продление проголосовали 245 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. «Самопоміч» (Андрей Садовой), «Батьківщина» (Юлия Тимошенко) и «Радикальная партия» (Олег Ляшко) голосовали «против».
Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» первоначально был принят в сентябре 2014-го сроком на три года и вступил в силу 18 октября 2014 года. В прошлом году он был продлён ещё на 12 месяцев.
Что предполагает закон об «особом статусе»:
– не допускается уголовное преследование, привлечение к уголовной и административной ответственности участников событий на территории Донецкой и Луганской областей;
– запрещается дискриминация лиц по причине событий в Донбассе;
– Украина гарантирует право языкового самоопределения жителям неподконтрольных правительству регионов Донбасса, изучение и поддержку русского и других языков;
– в отдельных районах Донецкой и Луганской областей продолжают действовать закон «Об основах государственной языковой политики» и нормы международного права, что означает гарантии содействия местных властей использованию русского и других языков во всех сферах жизни жителей Донбасса;
– украинское государство обязуется предоставлять поддержку социально-экономическому развитию территорий ЛНР и ДНР, для этого в государственном бюджете планируются соответствующие расходы, объём которых не может быть уменьшен;
– местным органам власти дано право создавать народную милицию;
– регионам Донбасса право сотрудничать с регионами Российской Федерации;
– украинский парламент назначает в Донбассе внеочередные выборы, полномочия избранных депутатов не могут быть приостановлены досрочно.
Понятно, что в нынешних украинских реалиях это выглядит фантастикой, но Киев никакие положения закона об «особом статусе» никогда и не собирался выполнять. Собственно, этот документ выполняет роль декорации, прикрывающей вооружённый конфликт, и служит для Запада декларацией о намерениях Украины, которой Киев якобы будет следовать после выполнения ряда условий, прописанных в заключительных положениях закона. В их числе – вывод «российских войск» и выборы по украинским законам. Даже если никаких российских войск в Донбассе нет, Киев будет их там видеть, поскольку в противном случае придётся не на бумаге, а фактически наделять ДНР и ЛНР «особым статусом».
Действие закона истекало 18 октября. Спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер не раз напоминал об этом и давал «настоятельные рекомендации» закон продлить. При этом Волкер объяснял свою настойчивость тем, что продление «особого статуса Донбасса» для Украины ничего не изменит, зато позволит сохранить санкции против России и не даст России повода говорить о том, что Киев не выполняет Минские соглашения.
«Это закон, который позволит организовать международное сообщество для продолжения санкций против России», – высказался и спикер Верховной рады Андрей Парубий.
«Сегодняшнее голосование в Верховной раде о продлении закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» – это цинизм высшей пробы. Народные депутаты проголосовали не «за тело закона» и тем более не за его дух, соответствующий Минским соглашениям. Они проголосовали за его "абсолютно техническую пролонгацию"», – написал на своей странице в социальной сети Facebook лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук.
Парламент проголосовал за продление закона не для того, чтобы в Донбассе прекратились обстрелы и перестали гибнуть люди, а исключительно ради одобрения западных кураторов, считает политик. «Именно для западных кураторов создаётся видимость, что Киев выполняет Минские соглашения, чтобы ЕС имел возможность продолжить санкции против России. Господа депутаты, ваша логика, ваши действия убийственны для Украины», – заявил Медведчук.
Однако и в «технической пролонгации» некоторые депутаты увидели «зраду». «Что вы сейчас делаете? Эти выборы будут легализовать их судей, их полицию, их так называемых прокуроров. Это всё будут контролировать террористы и агрессор Россия. Сейчас мы там создаём Российскую Федерацию. Прошу всех патриотов сконцентрироваться и не голосовать за этот закон», – призвал коллег депутат, бывший азовец Игорь Луценко. Он предупредил, что наступит такое время, когда этот закон придётся выполнять. О «сливе» завопил и радикал Игорь Мосийчук, тоже запомнившийся публике по «Азову».
Впрочем, в этом году, в отличие от предыдущего, демарши были локальными и вялыми. В 2017-м «особый статус» протаскивали через голосование в парламенте с трудом, президенту Украины пришлось прикладывать невероятные усилия, чтобы склонить депутатов к решению, которого требовал Запад. Вице-спикер Ирина Геращенко даже назвала парламентские страсти по поводу продления «особого статуса» республик Донбасса (в Киеве их называют ОРДЛО) «шабашем расконсервированных агентов ФСБ».
В 2018-м голосование прошло относительно спокойно, без особых истерик. Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель даже не пришлось в телефонном режиме уговаривать отдельных украинских парламентариев не топить продление «особого статуса».
«Поздравляю Петра Порошенко, Андрея Парубия и украинский парламент с продлением особого статуса. Большой шаг. Украина вносит свой вклад в достижение мира. Теперь очередь России. Разочарован тем, что ряд крупных политических фигур не поддержали этот важный шаг», – радостно чирикнул Волкер у себя в Twitter. Эх, слукавил спецпредставитель США по урегулированию конфликта на востоке Украины: ни о каком мире речь не идёт, главной аргументацией для проголосовавших стали антироссийские санкции.
В подверждение этому – тупик в Минских переговорах и ежедневные обстрелы территорий ДНР и ЛНР украинской стороной. В 78-й раз сорвана договорённость о разведении сил в Станице Луганской, выполнение которой намечалось на пятницу, 5 октября. Об этом сообщил журналистам официальный представитель Народной милиции Луганской народной республики (ЛНР) Андрей Марочко. По его словам, «ВС Украины в очередной раз продемонстрировали нежелание выполнять обязательства, подписанные в Минске».
Да и вице-спикер Верховной рады Украины Ирина Геращенко вовсе не стремлением к миру в Донбассе объяснила мотивацию тех, кто голосовал 4 октября за продление «особого статуса» Донбасса. «ЕС и США уже одобрили принятие этого закона. БПП, Народный фронт и внефракционные голосовали «за», так как этот закон усиливает переговорные позиции наших дипломатов и партнеров в ЕС для сохранения санкций против РФ. Оппозиционный блок голосовал «за», поскольку рассчитывает на избирателей Донбасса», – вполне правдиво написала она. И призналась: «В ЕС есть семь стран группы риска, мечтающих снять эти санкции. Если бы срок действия закона не продлили, эти дружеские Кремлю страны уже завтра бы заявили, что Украина не выполняет политический блок минских соглашений, а потому с РФ тоже надо снять санкции, наложенные за их невыполнение. Мол, никто не выполняет. Да, это очевидно перекладывание с больной головы на здоровую, и мир жесток».
Соб. корр. ФСК
На фото: военнослужащий ЛНР запускает сигнальную ракету, предупреждая украинскую сторону о готовности развести силы в районе Станицы Луганской.