В воскресенье, 7 октября, в Боснии и Герцеговине прошли всеобщие выборы, на которых граждане избирали представителей органов власти разного уровня. В общей сложности в выборах приняли участие около 7,5 тысячи кандидатов, боровшихся за 518 различных мандатов и должностей.
Граждане БиГ выбирали членов президиума (высшего руководящего органа страны), палаты представителей (нижней палаты национального парламента) и законодательных собраний двух энтитетов – хорватско-мусульманской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Помимо этого, в Республике Сербской избирали президента и двух вице-президентов, а в 10 кантонах хорватско-мусульманской федерации – представительные органы власти.
По предварительным данным ЦИК, в новый президиум прошли Шефик Джаферович от бошняков (Партия демократических действий) с 38%, Желько Комшич от хорватов (Демократический фронт) с 49% и Милорад Додик от сербов (Союз независимых социал-демократов) с 55%. Также о своей победе на выборах президента РС объявила соратница Додика по партии Желька Цвиянович, занимавшая ранее пост премьер-министра сербского энтитета.
Милорад Додик поблагодарил своих избирателей и заявил, что его победа «чиста как слеза». «Я получил 56% голосов, подсчитанных с 85% (участков. – Ред.)», – сказал он. На посту члена президиума Додик пообещал отстаивать позицию сербов, руководствоваться девизом «Республика Сербская – прежде всего» и защищать интересы своего энтитета.
Эксперты отмечают, что победа связки Додик – Цвиянович стала провалом усилий США и Великобритании по дискредитации этих политиков. В преддверии выборов глава Республики Сербской обвинил посольство Соединённых Штатов во вмешательстве во внутренние дела БиГ посредством выделения средств неправительственным организациям, а президент Сербии Александр Вучич заявил о наличии неоспоримых доказательств «жесточайшего вмешательства» отдельных западных стран во всеобщие выборы непосредственно на территории РС. Боснийский эксперт в области военных преступлений и исламского терроризма Джевад Галияшевич сообщал, что Лондон и Вашингтон потратили 32 млн. долларов на агитационную кампанию в СМИ против Милорада Додика.
Аналитики предупреждают, что теперь главную угрозу представляют попытки американцев и британцев разжечь «цветную революцию» в сербском энтитете. «Раскручиваемый по всем канонам "цветных революций" сценарий уже вывел на площадь столицы Республики Сербской несколько тысяч человек и, судя по всему, предполагает дальнейшую эскалацию в дни после выборов», – считает российский балканист Олег Бондаренко. Депутат верхней палаты парламента БиГ, председатель Комиссии по сотрудничеству со странами Центральной и Восточной Европы Сташа Кошарац тоже полагает, что в западных столицах готовы организовывать в РС массовые беспорядки с целью смены её руководства.
Милорад Додик занимал пост президента Республики Сербской два срока подряд и имеет широкую поддержку среди боснийских сербов. Между тем в западных столицах к нему относятся крайне отрицательно – его принципиальная позиция мешает вовлечению балканской страны в НАТО. Под его влиянием, как известно, парламент Республики Сербской принял декларацию о военном нейтралитете.
После гражданской войны 1992-1995 гг. в соответствии с Дейтонскими мирными соглашениями Босния и Герцеговина приобрела сложное государственное устройство. Она состоит из двух федеративных субъектов, или энтитетов: хорватско-мусульманской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, а также отдельного округа Брчко. Энтитеты обладают широкими полномочиями с элементами государственной самостоятельности, в частности имеют собственные конституции, армии и право самостоятельно устанавливать отношения с другими международными субъектами, если это не противоречит соображениям безопасности и территориальной целостности БиГ.
Большое влияние на принятие решений в БиГ оказывает Высокий представитель по Боснии и Герцеговине, фактически наместник евроатлантических структур в балканской республике. Высокий представитель обладает исключительными полномочиями, например может снимать с должностей государственных деятелей и запрещать любому гражданину баллотироваться на выборах, отменять решения и законы боснийских властей под предлогом противоречия Дейтонским соглашениям и выносить собственные решения, обязательные к исполнению. «То, что до сих пор здесь существует Аппарат Высокого представителя, назначаемый Западом, который может отменять любые договорённости между тремя конституционными народами, считаю недопустимым явлением на данном историческом этапе», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе недавнего рабочего визита в Боснию и Герцеговину.
Соб. корр. ФСК
На фото слева направо: Ш. Джаферович, Ж. Комшич и М. Додик