Не успели отгреметь взрывы в Ичне Черниговской области, как Порошенко, побывав на учениях ВСУ в Приазовье, оценил их «на 12 баллов». Не успел украинский президент в ходе учений «Чистое небо - 2018» заявить, что «украинские солдаты способны многому научить военных из НАТО», как упавший Су-27 унёс жизни украинского и американского авиаторов.
А недавно стратег Порошенко разместил в «Фейсбуке» видеозапись с учений, которая длится 23 минуты, и всё это время группировка войск практически не двигается, только периодически стреляет в пустынные воды Азовского моря, расходуя дефицитный боезапас. Будто кто-то полезет в лоб на азовский берег на десантноопасном направлении, где, судя по открытой информации, побережье и мелководье уже нашпиговано минами…
Украинскому президенту подпевает спрятавшийся за псевдонимом Сергей Стельмах некий «крымский обозреватель»: «Киев создает в Азовском море военную базу… Москву ловят «на замахе», провоцируя ее на действия со стороны Крыма в тот момент, когда она к этому еще не готова». Тут же появляются сообщения о возможной передаче в состав Военно-морских сил Украины (ВМСУ) – в дополнение к двум катерам «Айленд» – американских фрегатов типа Oliver Hazard Perry. Сразу же за этим – информация о направлении в Азовское море после ремонта украинского пограничного сторожевого корабля проекта 205П BG-32 «Донбасс». Затем – сообщение о перспективе включения в состав ВМСУ аварийно-спасательного буксира проекта 2262 «Александр Охрименко», стоящего в порту Южный…
Конечно, многие справедливо иронизируют по поводу боевой мощи этих судов, но с таким главнокомандующим и это секонд-хенд может натворить бед. Беды могут постичь моряков плавсостава ВМСУ и бывших «чёрных беретов» (морских пехотинцев), ставших по прихоти Порошенко «голубыми» и решающих теперь задачи в степях Украины. Разве Порох понесёт ответственность за то, что профессионалы, прошедшие подготовку на знаменитом «в узких кругах» очаковском острове Майский (Первомайский), были брошены в бой в Донбассе как обычные мотострелки? Результат: в общей сложности погибло около сотни украинских «чёрных беретов» и «морских котиков», в том числе павший под Мариуполем командир 73-го центра спецназначения ВМСУ капитан 1-го ранга Юрий Олефиренко. И, судя по развитию событий, а также принятым Киевом решениям, это – не предел.
В марте на Украине сформировали Корпус морской пехоты. В мае с помпой отпраздновали 100-летие «со дня создания морской пехоты Украинской державы». Сегодня к этому добавилось решение о создании на Азовском побережье военно-морской базы. Перебросили из Одессы в Бердянск сухопутным путём малые бронированные артиллерийские катера типа «Гюрза-М» P177, «Кременчуг» и P178 «Лубны», а также поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец».
Конечно, рассматривать все эти плавсредства как «морскую мощь» нельзя. Тем более что в замерзающем на несколько месяцев Азовском море при наличии у Украины в этом бассейне лишь одного ледокола их использование ограничено. Однако во всём происходящем есть принципиально важный момент: украинская власть в мирное (с юридической точки зрения) время, открыто, с публичным апломбом осуществляет милитаризацию специфического региона, бассейн которого имеет статус внутренних вод. Об этом говорил, в частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров, не допустивший самой возможности осуществления в Азовском море военно-морской деятельности третьих стран. Однако представляется, что должны звучать жёсткие оценки и по другим поводам. Как, к примеру, можно относиться к минированию вод Азовского моря? Здесь должна быть мгновенная, однозначная оценка происходящего, вынесенная на международный уровень.
На прилегающей к Азову территории вообще происходят тёмные дела – уже не первый год военнослужащие инженерно-строительных частей ВМС США, известные как «морские пчёлы» (seabees), строят оперативный центр ВМС Украины в Очакове (Николаевская область). К секретным привлечён 1-й мобильный строительный батальон ВМС США. Строящийся объект станет «главным планировочным и оперативным центром во время будущих военных учений, проводимых Украиной». Здесь же, неподалёку от Донбасса, находятся подразделения 73-го морского центра специальных операций ВМС Украины. Этот центр, как, впрочем, и фрегаты типа Oliver Hazard Perry, в перспективе может стать платформой для американских инструкторов любого уровня подготовки. Нельзя исключать, что США начнут использовать базу в Очакове в своих целях, в том числе для проведения разведывательных мероприятий. Кстати, в американских планах было создание в Болгарии постоянного пункта базирования диверсионно-разведывательного подразделения Сил специальных операций ВМС США; боевые пловцы – постоянные участники многонациональных учений Sea Breeze, которые проводятся на Украине. Не для них ли оборудуют сейчас базу в Очакове американские «морские пчёлы»?
Короче, структуры ВМСУ постепенно подтягиваются из Одессы к Бердянску и Мариуполю. Делается это на плановой основе, последовательно. Вот одно из последних сообщений на этот счёт. Глава государственной пограничной службы Украины Петр Цигикал заявил: «До конца года будет развернуто новое региональное управление морской охраны, которое возьмет под охрану все морскую границу от Измаила до Мариуполя, корабельно-катерный состав пополняем новыми катерами». По словам Цигикала, принимаются «дополнительные меры по усилению охраны для прикрытия территория от вторжения с моря… уже созданы по лучшим мировым стандартам подразделения оперативного реагирования «ДОЗОР», в том числе и для проведения специальных действий на воде».
Напомним: Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) 12 октября поручил правительству в месячный срок разработать и внести в Верховную раду проекты законов об определении серединной линии в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе, которая должна стать линией разграничения, то есть «линией государственной границы между украинскими и российскими внутренними водами» до заключения двустороннего соглашения между странами. Среди иных поручений, тогда же отданных правительству, – разработка проектов законов, обеспечивающих привлечение ВСУ к охране государственной границы в «исключительной (морской) экономической зоне» Украины.
Месяц со времени принятия этого решения не прошёл. Так что мы ещё станем свидетелями «нестандартных» действий. Ружьё, повешенное на стенку, по крайней мере раз в год стреляет. А если попадает в руки дурака, то выстрелит и не раз…
Фото: Военное Обозрение