Европейские страны выиграют, если прекратится украинский транзит газа, поскольку им достанется весь доход, а Украина получит только тот газ, который останется после того, как полностью заполнятся трубопроводы не только «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2», но и «Турецкого потока», пишет сербский еженедельный журнал «Печат».
Это прекрасно понимают в Киеве, поэтому крупнейшая украинская нефтяная компания «Нафтогаз» приступила к реализации плана «В», заготовленного на такой крайний случай. План состоит в том, чтобы получить от российского «Газпрома» компенсацию за прекращение транзита.
Первоначальный план «А» состоял в том, чтобы помешать строительству второго газопровода, который по дну Балтийского моря свяжет Россию и Германию.
«Вряд ли украинское правительство рассчитывало на то, что Берлин и Брюссель сдадутся под «натиском» Киева, и ясно, что за подобными инициативами стоят американцы. Но теперь понятно, что даже Вашингтону не удалось помешать строительству «Северного потока – 2», в отличие от «Южного потока», – считает автор статьи Боян Билбия (Бојан Билбија).
Однако «Южный поток» постепенно возвращается к жизни в виде «Турецкого потока»: более 80% морской трассы, которая связывает побережья России и Турции, уже проложено по дну Чёрного моря и можно ожидать, что газ по этому газопроводу начнёт поступать уже в 2019 году. Это стало вторым ударом по Украине, которая планировала сохранить за собой важную роль в энергетике Европы. Издание отмечает, что через два-три года влияние Киева в этой сфере вообще может сойти на нет. «В прошлом через территорию Украины поступало до 80% экспортного российского газа в Европу, а немалая его часть вообще оставалась на Украине, где его распродавали местные олигархи, складывая деньги себе в карман». Вскоре всё изменится, страна может столкнуться с дефицитом газа даже для собственного потребления, чего прежде просто невозможно было себе представить. К этому нужно прибавить и утраченные доходы от транзита газа, которые достигали приблизительно трёх миллиардов долларов в год.
«Всё это последствия «проевропейской политики» нового руководства, считающих, что Россия использует Украину, и этому надо положить конец. Теперь Украина полностью во власти «западных друзей», которые явно не торопятся лезть в собственный карман, чтобы помочь проевропейскому Киеву, и уже совершенно очевидно, кто десятилетиями дотировал Украину», – уверен автор статьи «Печат».
Да и сама перспектива существования газотранспортной системы Украины теперь крайне туманна, отмечает издание. «Огромные транзитные мощности, трубопроводы и компрессорные станции, построенные ещё во времена Советского Союза, и в которые «независимая Украина» не вложила почти ни копейки, в один момент могут стать ненужными. Вместо стабильного источника валюты они превратятся в груду бесполезного металла, годного только на металлолом».
«Печат» подчёркивает, что всё это говорит о недальновидности тех сил на Украине, которые устроили майдан. «В Москве от души посмеялись, услышав требования Киева о том, чтобы «Газпром» на свои средства (а это сотни миллионов долларов) содержал газотранспортную систему Украины, а все доходы шли бы в украинский карман. На встречное предложение россиян о том, чтобы «Газпром» вошёл в структуру собственников газотранспортной системы Украины и провёл модернизацию, Киев ответил отказом. Там заявили, что речь идёт о «национальном достоянии» Украины, лишаться которого нельзя. Кое-кто из разумных людей говорил, что это «национальное достояние» создано на деньги советских граждан и оно пропадёт, если в него как можно скорее не вложить огромные средства, необходимые для обслуживания системы. Но эти разумные слова не убедили киевских русофобов в абсолютной недальновидности их позиции», – говорится в статье.
Издание отмечает, что украинский план «А» не сработал. На Украине теперь вынашивают план «Б», который, по-видимому, увенчается таким же «успехом», как и план «А».
По словам главного коммерческого директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, Киев пытается добиться компенсации от «Газпрома» за те убытки, которые Украина понесёт в случае отказа России продлить транзитное соглашение.
«Иными словами, все должны действовать во благо Украины, даже несмотря на собственные убытки. Или ещё проще: Европа и Россия обязаны поддерживать на плаву чахлую украинскую экономику на средства собственных налогоплательщиков. А если кто-то спросит, почему американцы сами не спонсируют своих украинских союзников, то против него надо ввести санкции», – иронизирует Боян Билбия.
«Мы пытаемся компенсировать финансовые убытки. Мы уже инициировали новый арбитраж, который фактически уже начался, где мы требуем более 12 миллиардов долларов, из которых десять миллиардов долларов – это фактически компенсация за то, что не будет транзита через территорию Украины после 2019 года», – объясняет Юрий Витренко, на какую сумму рассчитывает Украина, и жалуется, что у Киева нет никаких гарантий «со стороны Европы» по поводу сохранения транзита газа через его страну. «Мы уже точно знаем, что европейцы не готовы давать никаких гарантий», – говорит Витренко.
«Это интересное замечание: Европа не даёт гарантий на действия России. Встаёт вопрос, почему Киев не потрудился связаться с Москвой, чтобы получить гарантии от «Газпрома» вместе с новым договором, который гарантировал бы и поставки, и транзит? Вместо этого Киев на законодательном уровне провозглашает Россию «страной-агрессором» и делает всё, чтобы осложнить Москве жизнь и поспособствовать введению новых западных санкций. А потом удивляются, что «"нет гарантий"», – задаётся вполне логичными вопросами автор «Печат».
Германия и другие страны Европы выиграют, если прекратится украинский транзит, ведь тогда эта роль достанется им самим вместе с огромными доходами от транспортировки и продажи. Тогда Украине придётся перейти к плану «С», и лучше всего, чтобы он заключался в примирении с Россией, даёт прогноз сербское издание.
Соб. корр. ФСК