Подворье Русской Церкви в Дамаске

Подворье Русской Церкви в Дамаске – знак духовного возрождения среди хаоса

История христианства в Сирии наших дней – это путь беспримерного мученичества

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

18 ноября в Дамаске состоялись торжества в честь 60-летия основания подворья Русской православной церкви в столице Сирии. Об этом мало пишут, но Сирия – колыбель христианства. На пути в Дамаск гонитель первых христиан ветхозаветный иудей Савл превратился в апостола Павла. В сирийском городе Антиохия родился один из величайших учителей Церкви святитель Иоанн Златоуст, здесь он написал свои главные богословские произведения. В сирийской Антиохии последователи Христа впервые стали называть себя христианами. Здесь жили и проповедовали святые Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, Исаак Сирин… 

В 1882 году в России было учреждено Императорское православное палестинское общество, трудами которого на территории современных Сирии и Ливана были открыты школы, больницы, дома призрения, восстановлены храмы и монастыри. После 1917 года контакты между Антиохийской и Русской церквами были прекращены, но по окончании Второй мировой войны началось их возрождение: в мае 1946 года был открыт приход Московского патриархата в Бейруте, в марте 1958 года было учреждено представительство Московского патриархата в Дамаске.

Здание, где сейчас находится русское подворье в Дамаске, было построено в 1972 году. Год спустя при нём был освящён храм в честь священномученика Игнатия Богоносца, первого епископа Антиохийского. Вот и современная история христианства в Сирии – это путь беспримерного мученичества и исповедничества. 

Приход в Дамаске долгое время существовал как патриаршее представительство. В числе прихожан были работники дипломатического корпуса, работавшие в Сирии специалисты из России (СССР). Молились здесь и православные арабы. А с середины 90-х количество русских прихожан стало расти. Это были в основном женщины, вышедшие замуж за сирийцев. Благодаря четырём выпускникам Московской консерватории, которые преподавали в Сирии, при храме образовался певческий хор. Многие жители Дамаска стали приходить сюда, чтобы послушать русское церковное хоровое пение, для Сирии это большая редкость. Так подворье работало до начала в 2011 году антиправительственных выступлений, которые переросли в войну. 

В 2012 году российское присутствие в Сирии стало сворачиваться; закрылась средняя общеобразовательная школа при российском посольстве, уехали женщины и дети из семей российских граждан, находившихся в Сирии по служебным делам, из городов в зоне боевых действий были эвакуированы жены с детьми из смешанных браков. 

В пригородах Дамаска происходили частые перестрелки. Похожая обстановка сложилась в Алеппо, Латакии, Тартусе; в Хомсе, Хаме, Идлибе, Даре царил полный хаос. Здание подворья в Дамаске не охранялось, совершать богослужения стало небезопасно. Покинул место служения представитель РПЦ, более 10 лет окормлявший русские православные приходы Сирии и Ливана. Однако само подворье уцелело, и в 2013 году представителем Московского патриарха на территории Сирии и Ливана был назначен игумен Арсений (Соколов). Во время активных военных действий он находился в Ливане, но приезжал к остававшимся в Дамаске прихожанам. В конце 2017 года игумен Арсений переехал в Сирию, а в 2018 году была возобновлена работа представительства РПЦ. В настоящее время в храме священномученика Игнатия Богоносца проходят регулярные богослужения, на которые собираются православные из разных городов Сирии. 

18 ноября, в день 60-летнего юбилея подворья Русской православной церкви в Дамаске, в храме подворья состоялась Божественная литургия с участием многих церковных иерархов из Сирии и России. Возглавил богослужение Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х в сослужении митрополита Волоколамского Илариона, председателя ОВЦС РПЦ. В слове по окончании литургии владыка Иларион сказал: «В течение всего времени, пока продолжались военные действия, пока на сирийской земле бесчинствовали террористы, Русская Православная Церковь возносила горячие молитвы о том, чтобы в Сирии восстановились мир и согласие… Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой о том, чтобы защита гонимых христиан Сирии и других стран Ближнего Востока стала одним из главных векторов внешней политики России».

Сегодня христианство в Сирии, оказавшееся на грани полного исчезновения, медленно возрождается. По данным международной правозащитной христианской организации Open Doors, до начала сирийской войны, в 2011 году, в стране проживало примерно 2 млн. христиан (около 10-15% общей численности населения). К 2012 г. их доля сократилась до 8%. В 2012-2014 годах страну покинули ещё один миллион христиан. Из Хомса бежало практически всё христианское население – около 140 тыс. человек. Христиане, оставшиеся в захваченных исламистами городах, были почти полностью уничтожены. Способами публичных казней сирийских христиан стали распятие на кресте и сожжения заживо в металлических клетках.

В декабре 2013 г. террористами были похищены 12 православных монахинь и четыре послушницы во главе с игуменьей Пелагеей (Сайяф) из древнего монастыря святой Феклы в города Маалюля. Там до сих пор говорят на арамейском языке, на котором проповедовал Христос. Монахинь удалось освободить (их обменяли на жён боевиков), а похищенным в апреле 2013 г. митрополиту Алеппскому Павлу и митрополиту Сирийской ортодоксальной церкви Григорию Иоанну Ибрагиму повезло меньше: их судьба не известна до сих пор. 

С марта по июнь 2014 года исламистами был захвачен христианский город Кесаб с христианским населением. Тысячи семей бежали, а те, кто не успели, были казнены с нечеловеческой жестокостью. Среди сожжённых заживо были дети… Всего за время войны в Сирии было разрушено около 400 христианских храмов.

 

Таким был монастырь святой Феклы до захвата исламистами

И если в Сирии террор исламистов с помощью России удалось остановить, то в Ираке и Ливии уничтожение христиан продолжается. А в Йемене, где вдали от объективов телекамер мировых СМИ продолжается бойня, быть христианином – это смертный приговор…

Заглавное фото: Отдел внешних церковных связей Московского патриархата

Другие материалы